В современной международной жизни одним из часто применяемых понятий выступает протекционизм. Он позволяет характеризовать политику конкретных государств в международной торговле.
Что такое протекционизм
Так принято называть комплекс экономических, организационных и правовых мер, с помощью который государство препятствует проникновению на внутренний рынок товаров и услуг иностранных производителей. С другой стороны им стимулируются отечественные производители, экспортирующие конкурентоспособную продукцию. Такие меры обычно носят временный характер и позволяют поднять определяющие экономические показатели страны и ее социальные параметры. Главное здесь — создание новых рабочих мест и повышение занятости граждан.
В современных условиях протекционизм проявляется в различных формах защиты национальных интересов, в том числе:
- В отношении товаров конкретного государства или определенного товара.
- Относительно важной для государства отрасли народного хозяйства.
- С использованием методов внутригосударственного регулирования, в том числе не таможенными методами.
- Посредством объединения разных стран с общими интересами.
- Продвижения изделий и услуг производителей из конкретных регионов страны.
- С использованием международно-правовых норм в сфере, например, охраны окружающей среды.
Виды, формы и методы протекционизма постоянно совершенствуются для достижения экономического эффекта защитительных мер.
Как он появился
Появление протекционизма относят к XVI-XVII векам. Через сто лет он уже господствовал в ведущих для того времени европейских странах — Австрии, Великобритании, Пруссии и Швеции. Учение о нем развивали известные немецкие, американские, французские и русские экономисты, ученые и государственные деятели. После окончания в Европе экономической депрессии конца XIX века европейские государства и США стали на путь протекционизма. Это проявилось в их интенсивном экономическом росте.
Такая политика велась до второй половины минувшего века, когда Америка и страны Западной Европы сумели договориться о координации их внешней торговли. Этому в немалой степени способствовала пользовавшаяся большой популярностью в Великобритании доктрина, предполагавшая развитие свободной международной торговли.
Как он работает
Каждое государство для обеспечения развития своей экономики и ее защиты от иностранных конкурентов вырабатывает соответствующую политику. Она должна помогать продвижению изделий национальных производителей на внешнем и внутреннем рынках. Это приобретает особую важность в международной экономической ситуации после кризиса.
Основными целями такой политики являются:
- Системная защита стратегических отраслей экономики страны для минимизации возможного ущерба им в случае войны и других чрезвычайных ситуаций.
- Поддержка молодых направлений экономики до конкурентносособного уровня.
- Оперативное реагирование на протекционистские меры зарубежных торговых партнеров.
Для этого используются комплексные меры, в первую очередь таможенно — тарифные и нетарифные мероприятия. Их смысл — в стимулировании экспортеров к вывозу своей конкурентоспособной продукции и ограничение ввоза импортных товаров в страну, понижая их возможность конкурировать с местными производителями.
Такие меры, в частности могут представлять собой:
- Импортные квоты, торговые эмбарго и ввозные таможенные пошлины.
- Сертифицирование и стандартизация ввозимых товаров, использование разных технических барьеров.
- Механизмы защиты интеллектуальной собственности.
- Сложные процедуры согласований прохождения таможенного контроля, запреты;
- субсидии, льготное кредитование, гранты, льготное налогообложение для экспортеров.
- Финансовое стимулирование покупателей местных товаров и услуг.
Этот перечень далеко не исчерпывающий, в него входят другие организационные, экономические, финансовые мероприятия.
Там, где государство намерено системно оказывать помощь национальному производителю, предпринимаются меры по антимонопольному, таможенно — тарифному и нетарифному регулированию. Огромную роль здесь играет курс на инновационное развитие, развитие малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения инвестиций.
Достоинства и недостатки
Дискуссии экономистов и политиков относительно плюсов и минусов протекционизма и либерализма в международной торговле происходит в течение не одного века.
Приверженцы протекционизма полагают, что:
- Периоды бурного развития экономики промышленно развитых стран проходили в условиях протекционизма;
- Благодаря нему повышается рождаемость и ускоренный естественный прирост населения.
- Он обеспечивает самообеспеченность экономики и устойчивость страны.
- диверсифицированное производство, в том числе связанное с обороной, придает развитию страны стабильность, укрепляя экономическую и политическую независимость.
- Занятость населения усиливает защиту от наплыва рабочей силы из-за рубежа;
- в результате сокращения импорта улучшается платежный баланс, сокращается внешнеторговый дефицит.
- Пополняются доходы госбюджета и местных бюджетов от увеличения таможенных платежей и роста прибыли местных производителей.
- Растут продажи товаров отечественных производителей.
Кроме того, обеспечивается поддержка начинающих производств и отраслей, жители страны защищаются от демпинга иностранных компаний, усиливается безопасность граждан за счет потребления ними контролируемых государством продуктов. Главным аргументов является то, что высокий уровень импортных пошлин, девальвирование национальной денежной единицы, субсидии отечественным производителям обеспечивают рост валового национального дохода.
Противники протекционизма полагают, что он:
- Ограничивает свободу предпринимательской деятельности и защиту прав потребителей.
- Таможенные затраты поднимают стоимость полученных по импорту товаров, от чего страдают потребители.
- Под предлогом защиты от зарубежных конкурентов монополисты могут добиться полного контроля над отечественным рынком, как это имело место в некоторых странах.
- Может привести к ответным мерам других стран, что негативно отразится на потребителях.
- Может привести к позитивным результатам, если в стране сформированы группы продавцов или покупателей, способных влиять на экспортно-импортные цены.