Алюминиевая рама для велосипеда: плюсы и недостатки

Алюминиевая рама для велосипеда: плюсы и недостатки

Алюминий – один из материалов, использующихся для производства велосипедных рам наряду с карбоном, стальными и титановыми сплавами. Такие рамы пользуются большой популярностью благодаря небольшому весу, неплохой прочности и сравнительно доступной стоимости.

Сплавы на основе алюминия могут применяться для изготовления рам для практически всех видов велосипедов – скоростных, горных, городских, детских. Но, как и другие виды рам, алюминиевые изделия обладают рядом плюсов и минусов, которые важно учитывать при выборе.

Особенности и характеристики

Для изготовления рам не используется алюминий в чистом виде. Это достаточно мягкий металл, поэтому готовое изделие не может выдерживать высокие нагрузки. Для производства применяют специальные сплавы, содержащие различные добавки для повышения прочности, жёсткости и других характеристик. В составе могут присутствовать разные добавки, такие как цинк, магний, медь, марганец, хром, титан, железо и другие.

Алюминиевые сплавы для производства рам имеют маркировку из 4-х цифр, к примеру, самыми популярными считаются марки 6061 и 7005. Маркировка указывает не на качество, а состав материала. К примеру, в сплав 6061 добавлены магний, медь и кремний, в 7005 – цинк. Разные марки отличаются прочностью, жёсткостью и другими параметрами, поэтому модель необходимо подбирать исходя из специфики местности и манеры езды.

Ключевая особенность таких моделей – сравнительно небольшой вес. Это обеспечивает более быстрый набор скорости и облегчает подъём в гору. При этом может незначительно теряться накат, велосипед быстрее останавливаться после того, как человек прекращает вращать педали. Такие конструкции более жёсткие, что негативно сказывается на гашении вибраций и удобстве прохождения поворотов.

Алюминиевая рама для велосипеда

Повышенная жёсткость обеспечивает снижение потерь при передаче энергии на колёса. Благодаря этому байк быстрее разгоняется, поэтому такими рамами часто оснащаются велосипеды для скоростных гонок. Однако из-за недостаточного гашения вибраций и ударов байк должен быть оснащён более качественной амортизационной вилкой. Также встречаются модели с амортизационным подседельным штырём, дополнительно смягчающим удары при езде по ухабистой местности.

Прочность конструкции прямо зависит от толщины стенок и диаметра труб. Двукратное увеличение диаметра трубы приводит к восьмикратному повышению жёсткости. Увеличение толщины стенки в 2 раза приводит к аналогичному повышению жёсткости. Поэтому производители чаще применяют метод увеличения сечения трубы. При этом толщина стенки алюминиевой трубы должна быть не меньше 0,8 мм для достижения необходимой прочности. При этом часто встречаются баттированные рамы, состоящие из труб с различной толщиной стенок в разных местах.

Податливость алюминия обработке позволяет выпускать рамы с разной геометрией. Благодаря этому материал может применяться для производства велосипедов разного назначения – от городских до кросс-кантри. Рамы из алюминиевых сплавов могут использоваться для производства байков разных ценовых категорий. Итоговая стоимость зависит от геометрии, толщины труб и стенок, а также установленного навесного оборудования. Чаще всего алюминий применяется для изготовления велосипедов бюджетной и средней ценовых категорий.

Велосипед с алюминиевой рамой

Преимущества алюминиевых рам

К главным достоинствам таких конструкций можно отнести:

  • Небольшой вес. Такие рамы считаются одними из самых лёгких. Средний вес изделия начального уровня – 2 кг, более качественных моделей – в пределах 1,5 кг. Благодаря этому велосипедисту проще набрать скорость и легче подняться на возвышенность.
  • Доступная стоимость. Алюминиевые модели считаются одними из самых доступных. Однако стоимость конкретной модели может значительно отличаться в зависимости от марки сплава и конструктивных особенностей рамы. Стоимость байка начального уровня в среднем составляет $300-400.
  • Подходят для установки на байки всех типов. Даже велосипеды для экстремальной езды могут оснащаться такими рамами.
  • Устойчивость к коррозии. Алюминий считается одним из самых коррозионностойких металлов. В отличие от стали не ржавеет даже под воздействием многих агрессивных сред, к примеру, солей, которыми в зимнее время часто посыпают дороги.
  • Выдерживают высокие нагрузки благодаря наличию специальных добавок в составе сплава, повышающих прочность.
  • Простота обработки на производстве. Благодаря этому производители предлагают богатый ассортимент моделей, отличающихся размерами, формой и дизайном.
  • Возможность применения технологии баттинга. В местах, подвергающихся повышенным нагрузкам, стенки труб толще, в малонагруженных – тоньше. Это позволяет повысить прочность конструкции, снизить расход сырья при производстве и, соответственно, итоговую стоимость.

Использование рамы из алюминия

Недостатки рам из алюминия

Несмотря на большое количество положительных особенностей, такие изделия обладают и рядом недостатков:

  • Байк сравнительно быстро теряет инерцию после разгона. Несмотря на простоту набора скорости, велосипед останавливается быстрее.
  • Низкие антивибрационные свойства. Сплавы на основе алюминия имеют высокую жёсткость для повышения прочности. Но, вследствие этого кататься по бездорожью и повреждённому дорожному полотну часто некомфортно из-за тряски и вибрации.
  • Алюминий способен «накапливать усталость». Из-за регулярных нагрузок и вибраций структура материала постепенно изменяется. Поэтому в определённый момент может произойти поломка, в том числе в дороге.
  • Меньший срок службы в сравнении со стальными и титановыми аналогами. Обычно производители предоставляют гарантию на 5-10 лет.
  • Низкая ремонтопригодность. Заварить треснувшую алюминиевую раму в домашних условиях не всегда возможно. Некоторые марки сплавов можно варить аргонодуговой сваркой, другие – только в заводских условиях на специальном оборудовании. Поэтому ремонт таких моделей зачастую является экономически нецелесообразным.

Заключение

Велосипед с алюминиевой рамой – хороший выбор как для любителей, так и для профессионалов велоспорта. Такие байки очень лёгкие и достаточно надёжные. Алюминиевые рамы особенно хорошо подходят для езды по качественным асфальтированным покрытиям и скоростных гонок.

Такие модели имеют сравнительно небольшой срок службы, но стоят гораздо дешевле более долговечных аналогов. Есть и более дорогие модели из специальных алюминиевых сплавов, отличающиеся повышенной прочностью и сроком службы. Но, такую раму нельзя назвать полностью универсальным решением. К примеру, она хуже подходит для экстремального катания по горной местности и туризма с тяжёлым багажом, поскольку выдерживает меньшие нагрузки чем аналоги из стали и титана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *