Двухподвесный велосипед – широко распространённый тип байков, в конструкции которого предусмотрено 2 амортизатора – на переднем и заднем колёсах. Благодаря этому обеспечивается максимальное сглаживание вибраций и ударов. Такие велосипеды чаще всего используют для езды по горной местности, поскольку двойная подвеска обеспечивает максимальный уровень комфорта.
Изначально двухподвесы разрабатывались для сложных условий, когда недопустима потеря сцепления обоих колёс. Такие модели отличаются более высокой стоимостью, но обеспечивают комфортную езду. Но, как и другие виды байков, двухподвесы имеют свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при выборе.
Конструктивные особенности и виды
Ключевое отличие двухподвеса – наличие амортизатора заднего колеса. Он предназначен для повышения комфорта езды и компенсации неровностей. Наличие дополнительного амортизатора приводит к значительному усложнению конструкции и повышению веса велосипеда.
Основное назначение таких байков – катание по горной местности. Но, сейчас производители предлагают и прогулочные модели, оснащённые задним амортизатором упрощённой конструкции с небольшим ходом.
В отличие от безподвесных (ригид) и одноподвесных (хардтейл), двухподвесные модели имеют более сложную конструкцию рамы. Существует несколько видов подвесок заднего колеса:
- Консольные. Самый первый вариант подвески, разработанный ещё в 80-х года XX века. Имеет простую конструкцию и доступную стоимость, но низкую надёжность. Амортизатор отличается небольшим ходом, поэтому смягчает только лёгкие удары. Крепится посредством маятника, зафиксированного на раме.
- Многорычажные. Самый распространённый вариант двойной подвески. Оптимальное решение для любительского пользования. Колесо крепится к раме посредством рычагов и шарниров. Наиболее распространены модели с 4 рычагами. Конструкция достаточно сложная, отличается большим весом и сравнительно высокой стоимостью. Такие подвески считаются относительно недолговечными, но обеспечивают высокий уровень комфорта.
- Треугольник. Достаточно старый и дорогой вариант конструкции. Подвеска выполнена в форме заднего маятника, представляет собой подрессоренный треугольник. Оказывает меньшую нагрузку на звёзды и цепь. Но, при этом требует использования более долговечного и эффективного амортизатора. Имеет большой вес и требует регулярного обслуживания, которое обычно производят только в мастерских.
В зависимости от хода заднего амортизатора двухподвесы можно классифицировать на 3 вида:
- Кросс-кантри – ход в пределах 130 мм.
- Эндуро и ол-маунтин – ход не более 160 мм.
- Даунхилл и фрирайд – ход до 200 мм.
Производители предлагают профессиональные и любительские двухподвесные модели. Байки для профессионального спорта имеют более лёгкую раму и качественные комплектующие, но стоят гораздо дороже. Любительские модели более тяжёлые, оснащаются упрощёнными и менее надёжными амортизаторами, но стоят дешевле.
Преимущества двухподвесных велосипедов
К ключевым достоинствам байков, оснащённых двумя амортизаторами, можно отнести:
- Надёжность и удобство управления. Задний амортизатор гарантирует сцепление с поверхностью обоих колёс, что положительно сказывается на управляемости и безопасности. Критически важный фактор для езды по горной местности.
- Высокий уровень комфорта при катании по горной и пересечённой местности. За счёт наличия двух подвесок снижается нагрузка на опорно-двигательный аппарат райдера. Оптимальное решение для дальних поездок по участкам со сложным рельефом.
- Стильный дизайн. Несмотря на сложность конструкции, такие велосипеды выглядят очень привлекательно.
- Широкий ассортимент. Существуют модели для людей любого возраста, пола и телосложения. В зависимости от типа конструкции и используемых амортизаторов значительно отличается стоимость и функциональность.
- Устойчивость велосипеда при езде по любой местности. На таком байке удобно кататься не только в горах и по пересечённой местности, но и в городских условиях.
- Снижение сопротивления качению. Благодаря лучшему сцеплению с поверхностью сложные участки удаётся проходить с минимальными потерями скорости.
Недостатки двухподвесов
Несмотря на большое количество положительных характеристик, такие байки обладают и своими минусами:
- Высокая стоимость. Из-за более сложной конструкции такие модели стоят дороже, чем одноподвесные (с амортизатором в вилке) и безподвесные (без амортизаторов) велосипеды. Это специализированные байки, предназначенные прежде всего для езды по горным участкам. Стоимость хороших моделей в среднем составляет $1000.
- Большой вес. Вследствие наличия большого количества дополнительных узлов в конструкции (шарниры, маятники, амортизатор) значительно увеличивается вес всего велосипеда, даже если он построен на базе алюминиевой рамы. Поэтому для скоростных поездок и походов с большим количеством вещей такие модели подходят плохо.
- Требовательность в обслуживании. Сложная конструкция задней подвески требует регулярного обслуживания, иначе может выйти из строя, что чревато рисками безопасности.
- Специализированное назначение. Такие велосипеды нельзя назвать универсальными. Все преимущества проявляются прежде всего при катании по пересечённой местности и практически нивелируются в городских условиях.
- Сравнительно низкий КПД. Для поддержания темпа езды райдеру необходимо прикладывать больше усилий.
Выводы и советы
Двухподвес – максимально комфортный и безопасный тип велосипеда для езды по горной и пересечённой местности. Хороший выбор для велосипедистов, предпочитающих кататься по участкам со сложным рельефом и различными препятствиями.
Такие велосипеды подойдут профессионалам экстремального катания и любителям езды по бездорожью. Но для прогулочных поездок по городу такие байки подходят плохо, особенно с учётом более высокой стоимости. Поэтому при выборе следует ориентироваться на индивидуальные потребности и манеру езды. При этом производители предлагают широкий ассортимент моделей, отличающихся функциональностью и стоимостью, поэтому можно подобрать оптимальный вариант под собственные потребности и бюджет.