Электронный ручник: что это, плюсы и минусы

Электронный ручник: что это, плюсы и минусы

Одним из важнейших элементов каждого автомобиля является стояночный тормоз, или «ручник», как его принято называть, который отвечает за фиксацию транспортного средства на месте во время стоянки, не позволяя ему двигаться вперед или назад.

Однако, с развитием автомобильной промышленности, привычный «ручник» все чаще уступает место более современному и технологичному электронному стояночному тормозу или EPB (Electromechanical Parking Brake).

Что такое электронный ручник

В салоне транспортного средства модернизированный тормоз представлен кнопкой, расположенной либо на месте привычного «ручника», либо под приборной панелью, либо в любом другом месте салона в зависимости от производителя и модели машины.

Конструктивно электронный «ручник» располагается на задних колесах автомобиля. Он включает в себя:

  1. Тормозной механизм.
  2. Электропривод.
  3. Электронную систему управления.

Тормозной механизм представлен дисковыми тормозами транспортного средства.

Электропривод состоит из:

  1. Электродвигателя.
  2. Ременной передачи.
  3. Планетарного редуктора.
  4. Винтового привода.

Принцип работы электропривода заключается в том, что электродвигатель при помощи ременной передачи запускает действие планетарного редуктора, который в свою очередь способствует перемещению винтового привода. За счет этого возникает поступательное движение поршня тормозного механизма.

Электронная система управления включает в себя следующие элементы:

  1. Входные датчики.
  2. Блок управления.
  3. Исполнительные механизмы.

Сигналы поступают с входных датчиков в блок управления сразу с нескольких источников: кнопки активации тормоза, расположенной в салоне автомобиля, датчика уклона, который интегрирован непосредственно в блок управления, и с датчика педали сцепления, установленного на приводе сцепления. Затем в соответствии с поступившими сигналами происходит воздействие блока управления на исполнительные механизмы (например, электродвигатель привода).

Электронный ручник

Принцип работы EPB

В целом механизм работы EPB цикличен за счет чередования состояний включения и выключения. Включение электронного «ручника» осуществляется нажатием кнопки в салоне транспортного средства. Это активирует работу электропривода и происходит фиксация тормозных дисков автомобиля.

В случае нахождения транспортного средства в неподвижном состоянии в течение длительного времени, а также при отстегивании ремня безопасности, открытии двери машины, выключении зажигания, EPB активируется автоматически.

Отключение EPB происходит автоматически с началом движения машины. При этом EPB можно выключить и вручную кнопкой при зажатой педали тормоза.

При автоматическом отключении EPB посредством блока управления производится анализ положения педалей газа и сцепления, а также величины уклона машины. Это позволяет своевременно отключать EPB, в т.ч. с использованием временной задержки. Таким образом, при начале движения на подъеме автомобиль не будет откатываться назад.

Кроме того, многие машины дополнительно оснащены кнопкой Auto Hold, которая позволяет автоматически удерживать транспортное средство при временной остановке. Использование этой функции очень актуально для транспортных средств с АКП при езде в условиях городских пробок с постоянными остановками и последующими стартами.

При этом следует отметить, что у использования электронного «ручника» есть как плюсы, так и минусы.

Принцип работы EPB

Плюсы EPB

  • Больше свободного места и более эстетичный и стильный вид салона за счет того, что место громоздкого «ручника» занимает компактная кнопка. Возможность расположить в освободившемся пространстве дополнительные кнопки для управления различными функциями, тачпад, подстаканники и т.п., т.е. повысить функциональность.
  • Простота и легкость эксплуатации.
  • Повышение уровня безопасности транспортного средства, водителя и пассажира за счет автоматического включения и выключения системы.
  • Отсутствие необходимости регулировки электронного «ручника».
  • Автоматическое отключение EPB с началом движения автомобиля.
  • Предотвращение откатов машины назад при старте на подъеме.
  • Отсутствие риска замерзания задних тормозных колодок после мойки в холодное время года.
  • Эффективное торможение в экстренных ситуациях.
  • Возможность торможения в случае отказа тормозов.
  • Совместимость с дополнительными функциональными системами автомобиля (например, Auto Hold).
  • Автоматическая корректировка работы тормоза электронной системой в зависимости от условий эксплуатации.

Минусы EPB

  • Более высокая стоимость автомобиля по сравнению с моделями, оснащенными «ручником», а также более дорогой ремонт.
  • Более сложное устройство. Большее количество составляющих чревато большей вероятностью выхода их из строя и последующим ремонтом.
  • Наличие электрических компонентов приводит к риску возникновения соответствующих поломок (окисление контактов, разрыв проводов и т.п.), а полный выход электрики из строя может заблокировать тормоза.
  • При использовании EPB отсутствует возможность регулировки усилия торможения.
  • Более трудоемкая замена задних тормозных колодок.
  • Поскольку EPB является электронным устройством, при разряженном аккумуляторе нет возможности «снять машину с ручника».
  • Отсутствие возможности самостоятельно выбраться из нестандартной дорожной ситуации, например, при попадании машины в сугроб или яму.
  • Необходимость соблюдать определенные требования при ремонте системы, т.к. оборудование высокотехнологично и требует соответствующего обслуживания. Так, при смене тормозных колодок необходимо переводить электронику в сервисный режим. Если этого не сделать, то возникает риск поломки транспортного средства и получения травмы мастером сервиса.

Вывод

Исходя из вышеизложенного, перед принятием решения о приобретении транспортного средства с механическим или электронным стояночным тормозом необходимо изучить все плюсы и минусы обоих вариантов с учетом характера езды, частоты и местности (город или трасса) использования машины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *