Педагоги-новаторы прошлых столетий, размышляя о том, что оказывает влияние на качество усвоения знаний, разрабатывали свои теории и концепции. Одни исследователи считали, что результат занятий зависит от методов, которые использует взрослый, поэтому они придумывали новые приемы и средства обучения. Другие авторы полагали, что для эффективного усвоения материала необходимо подавать его в необычной форме.
Основоположники концепции развивающего обучения во главу угла ставили природные задатки и способности индивида. Цель образовательного процесса, по их мнению, состоит в том, чтобы подготовить личность к самостоятельному поиску новых знаний.
Сущность концепции развивающего обучения
Развивающее обучение направлено на интеллектуальное, физическое, эстетическое и нравственное развитие детей. Основоположником этого подхода считают Л.М. Фридмана. Он полагал, что развитие личности обусловлено особенностями деятельности на уроке. При этом исследователь делал акцент на том, что цель деятельности должна быть принята учениками, иначе достичь ее будет невозможно.
В соответствии с развивающим подходом, главная задача педагога – воспитание социально зрелой и гармонично развитой личности. Для решения этой задачи учитель при организации образовательного процесса обязан соблюдать следующие принципы:
- Принцип развития. При организации обучения преподаватель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, ориентироваться на их зону ближайшего развития. Изложение материала должно быть доступным для детей. Уровень сложности учебного материала должен постепенно нарастать.
- Принцип ответственности. Не только учитель несет ответственность за качество образовательной деятельности, но и ученики. Достичь этого можно только в том случае, если обучающийся получает эмоциональное удовлетворение от учебной деятельности.
- Принцип самостоятельности и активности. Ученик является субъектом в образовательном процессе, поэтому учитель должен создать условия для самостоятельного формулирования детьми личных целей урока.
- Принцип самоорганизации. Взрослый должен направлять познавательную активность ребенка, а не учить его. Организация образовательно-воспитательного процесса должна побуждать подростка к самостоятельному творческому поиску ответа на вопрос и решения задачи.
- Принцип коллективизма. Групповая форма работы считается оптимальной для качественного усвоения знаний. Она создает условия для распределения ролей в классе, учит групповому взаимодействию: в ходе решения учебной задачи у одноклассников есть возможность проявить лидерские способности и исполнительские навыки.
Л.М. Фридман уделял большое внимание контролю знаний и оцениванию не только умений и навыков учеников, но и мастерства учителя. По его мнению, особенность развивающей педагогики состоит в том, что постепенно локус контроля из внешнего превращается во внутренний. Собственная оценка результата труда для школьника становится более значимой, чем оценка его деятельности взрослым наставником.
Плюсы развивающего подхода Л.М. Фридмана
Разработанный Л.М. Фридманом подход имеет следующие преимущества:
- В данном подходе присутствуют все стадии учебной деятельности: планирование, целеполагание, организацию и самоорганизацию, достижение цели, оценку результата.
- Концепция развивающего обучения является мощным средством интеллектуального развития учащихся. Это происходит за счет того, что педагог создает условия для творческого самостоятельного поиска учащимися решения учебной задачи.
- Подход ориентирован на практическое применение знаний. Связь теории и практики обуславливает качественное усвоение материала.
- Данный подход предполагает использование разнообразных методов и приемов на уроке.
- Преобладание коллективных форм работы создает условия для обмена мнениями, развивает критическое мышление. Дидактика подхода приучает детей открывать новые знания собственными силами (ведущая роль отводится мышлению, а не памяти и вниманию).
- Педагог признает, что каждый ученик – это уникальная личность, имеющая собственные убеждения и цели. В процессе обучения школьник понимает, что результат учебной деятельности зависит от его собственной активности.
- Концепция развивает креативность и нестандартное мышление.
Недостатки концепции развивающего обучения
Практическое применение концепции позволило обнаружить некоторые ее недостатки:
- В рамках данной педагогической концепции разработаны программы только для начальной школы. При переходе в среднее звено детям нужно привыкать к новому подходу.
- В концепции развивающей направленности детям дается минимальное количество теории. Новые знания они открывают в ходе практической деятельности. Мало внимания уделяется формированию навыков работы учащихся с текстовой информацией, восприятия материала на слух.
- Концепция развивающего обучения подходит детям с высоким уровнем учебной мотивации. По результатам психолого-педагогических исследований, познавательный интерес и тяга к знаниям выражены лишь у небольшой части учеников начальной школы.
- Подход предполагает, что ученики сами оценивают результат своего труда. Однако далеко не все дети младшего школьного возраста способны к самооцениванию.
- Обучение проходит на высоком уровне сложности и в быстром темпе. Для детей с заниженной самооценкой и со слабым типом нервной системы такие условия не подходят.
Вывод
Становится очевидным, что концепция развивающего обучения имеет ряд недостатков. Однако положительных моментов в ней больше. Главным преимуществом подхода является развитие мышления. В ходе обучения по программе Л.М. Фридмана, дети учатся рассуждать, делать выводы и обобщения, самостоятельно добывать знания в ходе экспериментов и опытов, устанавливать метапредметные связи, применять знания в реальной жизни.