Каждый человек когда-нибудь столкнется с выбором работы. Некоторые люди получают знания о будущей профессии в колледжах или ВУЗах, некоторые ещё будучи подростком занимаются интересующими их вещами и, если это связано с изготовлением вещей, могут начать продавать продукты собственного производства при должном качестве. Но не все ВУЗы дают практические знания, не все профессии из колледжей нужны на рынке труда, не говоря уже о специфических моментах, имеющихся у каждой профессии, которые надо объяснять новым сотрудникам.
О чём же речь?
Работодатель заинтересован в четком и качественном исполнении сотрудником своих должностных обязанностей, ведь это влияет на прибыль. Некоторые компании подстраховываются, организовывая обучение (его ещё называют инструктажем) для своих сотрудников, которое делится на 3 основных типа:
- Подготовка персонала.
- Переподготовка персонала.
- Повышение квалификации.
Первый способ нужен, когда у работника нет специальных знаний, необходимых для работы с чем-то (например, с ПО в колл-центре, с оборудованием на производстве и т.д.). Если же у человека есть опыт, полученный на похожей должности, то его не надо обучать с нуля.
В этом случае прибегают к переподготовке. С её помощью можно обучить человека новым обязанностям и возможностям его рабочего места или ПО. Данный способ предполагает наличие некоторого стажа на занимаемой должности и изменения рабочего процесса. Если же работник пошел выше по карьерной лестнице, то надо обучить его новым стандартам и требованиям.
Это называется «повышение квалификации». Несмотря на схожесть идеи с переподготовкой это отдельный тип, который предполагает повышение требований от сотрудника. Например, с повышением квалификации ему могут рассказать про правила обучения новых сотрудников или объяснить тонкости управления будущими подчиненными и связанной с этим бумажной работой.
Инструктаж может протекать либо на будущем месте работы (без отрыва от производства), либо на отдельных занятиях (с отрывом). У каждого метода свои плюсы и минусы, иногда противоречащие друг другу.
Основные плюсы
Без отрыва от производства:
- Это не так затратно по деньгам для предприятия, поскольку проводится на будущем месте работы (не надо иметь отдельный офис для занятий, инструктора — сотрудники фирмы, что позволяет не набирать новый штат только для обучения сотрудников). Вдобавок к этому, сотрудник может выполнять свои обязанности во время совершенствования своих навыков.
- Человек получает знания и умения работы с реальным оборудованием, что положительно сказывается на его эффективности.
- С самого начала человек находится среди своих будущих коллег, а значит впоследствии ему не надо будет адаптироваться к новым людям и обстановке.
- Меньшая задержка по времени между началом обучения и началом работы.
С отрывом от производства:
- Легче подобрать квалифицированного инструктора, что позволяет повысить качество обучения.
- Наличие специального учебного оборудования, что позволяет снизить расходы при ошибках работника.
- Освоение профессии идёт поэтапно, что облегчает восприятие и запоминание информации.
- Подготовка персонала происходит в подходящей обстановке без шума и суеты, а главное — будущие коллеги не узнают о допущенных ошибках. Последнее может вызвать стресс и неприятные ассоциации с работой, что не только вредит обучению, но и снижает настрой сотрудника.
- С самого начала сотрудника обучают только правильным методам работы.
- Если произошел массовый набор новых кадров, то инструктаж можно проводить сразу для всех в виде лекций (или, если соискателей слишком много, по группам). Это несколько снижает его эффективность и контроль за правильностью, но за счёт этого снизятся и затраты на выплаты лекторам и инструкторам, и количество времени необходимое на прохождение инструктажа всеми сотрудниками.
- Некоторые возникающие вопросы легче обсуждать, ведь ученик точно знает, что над ним не будут насмехаться из-за их «глупости», «неуместности», и «очевидности».
Основные минусы
Без отрыва от производства:
- Инструктор может не иметь образования, связанного с обучением людей. Чаще всего это либо работник на следующей ступени карьерной лестницы, либо сосед по рабочему месту.
- При оплате по результатам работы (так называемой сдельной оплате) обучение может отрицательно отразиться на зарплатах и инструктора и обучаемого. Более того, может возникнуть ситуация, когда инструктор выполняет свой рабочий план в ущерб качеству обучения.
- Не всегда коллега-инструктор научит правильным методам работы.
- Из-за ошибок новичка может повыситься процент брака и испорченных расходников.
- Существует опасность вывода из строя дорогостоящего оборудования.
- Обучение происходит в неблагоприятных условиях (шум, суета, непрофессиональные коллеги могут издеваться из-за допускаемых ошибок, что негативно скажется на способности к обучению)
- Некоторые возникающие вопросы тяжело честно обсуждать рядом с коллегами или в присутствии начальства.
С отрывом от производства:
- Гораздо выше затраты на обучение (отдельное помещение, отрыв инструкторов с предприятия или наем новых). Если приток учеников регулярен и происходит большими группами, то затраты несколько снижаются.
- Иногда могут возникнуть трудности при применении знаний и навыков на производственном оборудовании и в рабочих условиях.
- Нельзя провести подготовку персонала с полным отрывом от производства. Некоторые навыки могут быть освоены только в условиях реальной работы и применимы только при наличии слаженной работы с другими работниками.
- Из-за отсутствия на рабочем месте до окончания обучения возникает большая задержка между началом обучения и работы.
Подводя итог
Не всегда кандидат знает и умеет всё что нужно, он так или иначе будет привыкать к обстановке и свои коллегам и будет совершенствовать свои навыки с течением времени. Его обучение может помочь процессу, которое должно быть организовано с умом, чтобы минимизировать затраты там, где это возможно и максимизировать качество обучения будущего сотрудника, ведь именно от этого будет зависеть его эффективность и приносимая польза.