Основные плюсы и минусы классно-урочной системы обучения

Основные плюсы и минусы классно-урочной системы обучения

В современной школе основной является классно-урочная система. Существуют еще две формы обучения: индивидуальная и лекционно-семинарская система.

Классно-урочная система подразумевает обучение ребенка в классе – коллективе сверстников, на уроке – промежутке времени, который дается на изучение школьного предмета по определенной теме.

Немного истории

Классно-урочная система уходит корнями в Древнюю Грецию. В Спартанских и Афинских школах детей принимали на обучение с 7 лет. Обучение организовывалось на разных уровнях по установленным учебным планам.

В раннем средневековье монастырские школы имели расписание и установленную продолжительность занятий.

Не было определенного срока для поступления в школу. Обучение носило индивидуальный характер. Учитель подзывал к себе ученика и с каждым занимался в отдельности. В это время другие ученики должны были повторять изученное. В классе стоял шум. Уроки длились с утра до вечера. Результат такого обучения был невысок.

С усложнением общественной жизни, с возросшими социальными потребностями перед школой появляются новые задачи. Нужно было расширять содержание школьного обучения, включать в него знания природы, техники, ремесел, искусств. Нужно было определить и сократить сроки обучения, сделать процесс интересным для учащихся, проведенное в школе время – наиболее продуктивным.

В немецкой системе образования школа делилась на классы. Каждый класс имел свой учебный план. Это было начало классно-урочной системы.

В школах России эта система стала применяться в конце 18 века. Значительный вклад в ее развитие внес К. Д. Ушинский.

Научно обосновал эту систему Я. А. Коменский. Он определил признаки классно-урочной системы:

  1. Постоянный состав учащихся.
  2. Одновременное начало занятий.
  3. Определенное время продолжительности занятий.
  4. Перерыв на каникулы.
  5. Изучение материала от легкого к трудному.

Данная система появилась более 300 лет назад. В современной школе она модифицируется, но достойной альтернативы пока не существует.

Многие педагоги-исследователи ищут другие способы обучения. Они утверждают, что классно-урочная система не отвечает требованиям современного мира.

Урок в школе

Плюсы

Обеспечение систематизации и непрерывности учебного процесса

Дети разделены на отдельные классы вертикально: каждый класс – это отдельная ступень обучения. и горизонтально: на одной ступени обучения может быть несколько параллельных классов – детей одного возраста в группе.

  • Учебный процесс имеет сроки обучения, перерыв на каникулярное время.
  • Учебный материал структурирован по годам обучения.
  • Каждый класс работает по единому годовому плану, программе, расписанию уроков.
  • Для класса определено время начала и окончания занятий.
  • Дети поднимаются на ступень выше в том случае, когда успешно закончена предыдущая.

Объем и срок усвоения учебного материала определяются психофизиологическими особенностями возраста

Учебный материал распределен учеными по годам обучения в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей. Определенная тема изучается несколько лет с углублением и расширением материала. Цикличность обучения важно для прочного усвоения знаний, умений, навыков.

Возможность организовать воспитательную работу

Воспитание происходит в процессе обучения. Материал каждого учебного предмета несет воспитательный эффект через:

  1. Решение задач.
  2. Работу с художественным текстом.
  3. Применение знаний в нестандартной ситуации.

В классе организуются тематические беседы, выставки, конкурсы.

Для каждого класса классным руководителем составляется план воспитательной работы.

Применение разных форм обучения

Урок – основная форма организации учебного процесса

В течение установленного времени педагог организует деятельность классного коллектива, с учетом особенностей развития отдельного ученика и класса, в целом. На уроке используются разные средства и методы работы для создания благоприятной ситуации овладения детьми изучаемого материала.

В зависимости от преобладающей цели, уроки имеют разную структуру:

  1. Знакомство с новым материалом.
  2. Закрепление полученных знаний.
  3. Обобщающий урок.
  4. Контрольный урок.
  5. Комбинированный — присутствуют этапы разных видов уроков.

Экскурсия

Экскурсии могут быть очные и заочные. Заочные экскурсии организуются в классной комнате с просмотром видеофильма и последующим обсуждением.

Очные экскурсии – это организация обучения в условиях, отличных от классных. На таком занятии изучение предмета связано с передвижением учащихся. Экскурсии могут проходить:

  1. В природе.
  2. На выставке.
  3. На производстве.

Такая форма организации способствует развитию наблюдательности, бережного отношения к окружающему миру.

Домашняя работа

Эта форма работы служит не столько для закрепления изученного материала, сколько для развития навыков самостоятельной работы, навыков самообразования.

Также существуют другие формы обучения:

  1. Олимпиады очные и заочные.
  2. Кружковая работа.
  3. Внеурочная деятельность.

Взаимодействие детей в коллективе

Дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать сообща проблемы. Учатся выслушивать разные точки зрения, высказывать и отстаивать свою. В современной школе большое внимание уделяется групповой работе. В классе организуется несколько групп, каждая получает задание. Групповая работа развивает навыки, необходимые в современной жизни. Дети учатся распределять роли в группе, выполнять обязанности, принимать компромиссные решения, презентовать результат совместной работы.

Коллектив воспитывает личность ребенка, учит его быть конкурентоспособным.

Недостатки

  • Ориентация на «среднего» ученика. Программы, учебные планы, учебники ориентированы на «среднего» ученика. Работа в классе ведется, в основном, фронтально. Более сильные дети не всегда получают возможность проявить свои способности. Более слабые дети, чаще всего, не успевают за темпом работы в классе.
  • Ограничение индивидуального подхода. Учитель работает в течение урока со всеми детьми класса. На индивидуальную работу времени не всегда хватает. Эта работа строится с учетом дифференцированного подхода. Дети получают задания в зависимости от их уровня обучения.
  • Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. Контроль знаний проходит в конце изучения темы. Каждый ученик получает задание, выполняет самостоятельно и получает балл за выполнение. Полученный балл определяет уровень усвоения ученика. Промежуточный контроль осуществляется выборочно. На каждом уроке каждый ученик не может получит отметку за свои знания.
  • Доминирующая роль учителя. Учитель – это лидер, который управляет процессом обучения. Важно, чтобы его личность положительно влияла на развитие детей. Учитель организует, ведет урок, использует те методы и приемы, которые считает необходимым для достижения поставленных целей. Но учитель тоже ограничен рамками урока, тематическим планированием, требованиями образовательных стандартов.
  • За один день несколько предметов. На изучение каждой дисциплины отводится 40 – 45 минут. Даже если тема не закончена, по расписанию начинается другой урок. Детям сложно переключаться с одного предмета на другой и эффективно усваивать учебный материал.

Уставшие дети

Вывод

При всех имеющихся недостатках классно-урочной системы, она остается в школе преобладающей. Данная система модифицируется согласно требованиям современной школы. Педагогами используются разные формы организации учебного процесса.

Если ребенок имеет медленный темп развития или другие особенности, возможно, для него будут более щадящими и полезными такие формы обучения, как семейная, домашнее обучение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *