Основные плюсы и минусы проектной деятельности

Основные плюсы и минусы проектной деятельности

Школа — достаточно консервативное заведение, храм знаний и место, где большинство детей имеют возможность получать знания. Но далеко не каждая система образования соответствует тенденциям времени. Если в 20 веке —  веке машин и технического прогресса, в людях ценилось умение следовать правилам, способность длительное время выполнять однообразную работу на заводах и точность; то в 21 веке все стало по-другому. Наш век —  время новых технологий и информационного прогресса, поэтому сейчас в людях больше ценятся способность нестандартно мыслить в критических ситуациях и быстродействие.

С течением времени происходила своеобразная эволюция обучения. Люди, а именно учителя, старались адоптировать процесс под веяния нового времени, позволяя ученикам, тем самым, лучше приспособиться к жизни в новых условиях.

В наше время существует множество подходов к обучению детей и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Одним из них является метод проектной деятельности. На удивление он не является новым, так как появился еще в начале 20-го века, но в связи с тем, что он был совершенно неактуален в те дни, его забыли. И вот практически век спустя метод проектной деятельности появляется в различных школах не только нашей страны, но и всего мира. Для того чтобы сделать выбор и понять, актуален ли данный метод обучения в наши дни, необходимо знать все преимущества и недостатки данной системы образования.

Преимущества проектной деятельности

  • Развитие навыков самоконтроля и самообразования. И действительно, американские исследования выявили, что ученики из классов, в которых использовался метод проектной деятельности, были более самостоятельными, ответственными и организованы. Такие ученики вынуждены были самостоятельно распределять свое время и планировать день, ведь только это могло им позволить не забыть про учебу и получить в будущем хорошую оценку. К тому же ученику предоставляется выбор самому определить, какие источники информации он будет использовать для подготовиться к занятию. Это значит, что в будущем, такой ребенок сможет самостоятельно принимать достаточно сложные решения, сможет управлять своим вниманием и правильно распределять время.
  • Развитие навыков групповой деятельности. Метод проектной деятельности подразумевает не только индивидуальную работу, но и работу в команде, ведь в настоящее время очень сложно развить какую-либо масштабную идею самостоятельно. Таким образом, данный метод помогает ученикам самостоятельно принять решения о необходимости выбора лидера и распределении обязанностей, что подготавливает учеников к работе в коллективах.
  • Метод взращивает интерес к познавательной деятельности, ведь школьники самостоятельно решают, что и каким образом они будут учить. Также, у учеников развивается критическое мышление в связи с тем, что обычно они используют несколько источников литературы, для выполнения поставленных задач.
  • Метод моделирует реальные условия: постановка задачи — получение результата; что является невероятно важным, ведь в настоящее время, действия всех топ-менеджеров и руководителей фирм направлены на получение результатов. Человеку уже нет необходимости стоять за станком и конструировать 1000 деталей за час на автомате. Он должен придумать, каким образом ему следует оптимизировать свою деятельность для повышения личной эффективности.
  • Метод позволяет развить креативность, нестандартное решение. И действительно, к решению одной и той же задачи можно подходить различными путями. Таким образом, ученик сам принимает решение, какой именно путь кажется ему наиболее выгодным. Благодаря возможности самовыражаться часто открываются скрытые таланты: способности руководить, объединять коллектив, генерировать необычные идеи, просчитывать риски и возможную выгоду.

Проектная деятельность

Недостатки проектной деятельности

  • Отсутствие критериев оценки в связи с тем, что такие задания не являются стандартизированными.
  • Повышенная нагрузка на преподавателя, ведь проведение урока-игры или урока-конференции требует определенной подготовки со стороны учителя, затрат его физических и моральных сил.
  • Перегрузка учащихся, ведь исследовательская работа – это кропотливый труд. Требуется много времени и сил для того, чтобы найти необходимую литературу, выбрать подходящие источники, проанализировать написанное и сделать соответствующие выводы. К тому же зачастую ученикам требуется представить свои работы в виде презентации или доклада, что для многих детей является очень сложной задачей.
  • Стрессовые ситуации у школьников, во время обучения, также достаточно частое явление. В связи с возможными перегрузками в школе, а также из-за потери веры в себя или разочаровании в своих силах, ребенок, в особенности подросток, может уйти в депрессивное состояние. Важно отметить, что такое случается лишь с эмоционально лабильными детьми.
  • Психологические проблемы коммуникации.
  • Невозможность изучать «классические» предметы и отсутствие подготовки к экзаменам государственного образца.

vsh12

И все же, что выбрать?

Таким образом, можно увидеть что, как и в любой системе образования, в проектной деятельности существуют свои преимущества, и недостатки. С одной стороны, перед учеником отрываются новые возможности: он может развить в себе качества лидера, самостоятельность, организованность, креативность и многие другие таланты. С другой стороны, организовать такое обучение невероятно трудно.

Далеко не у каждого учителя есть возможность посвятить разработке новой концепции урока достаточное количество времени, и далеко не каждый учащийся способен выдержать такие нагрузки. К тому же подготавливаться к экзаменам государственного образца, таким как ЕГЭ и ГИА, ученику придется самостоятельно. Это несет определенные риски и является невероятно стрессовой ситуации для любого ребенка. Поэтому выбор метода обучения должен основываться на сильных сторонах ребенка и четком понимании, будет ли это наилучшим для него выбором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *