Стране, обществу или крупной организации нужны умельцы, обучающие людей необходимым знаниям, способные передать опыт и навыки. Грамотные преподавателям всегда рады и для них постоянно есть работа. Педагогическое образование в почете и часто востребовано у людей. Но стоит понимать его преимущества и учитывать недостатки, чтобы лучше понимать жизнь и судьбу таких специалистов.
Специфика
Чаще всего под педагогом понимается работающий с детьми учитель или воспитатель. В таком варианте у него несколько ролей:
- Наставник, передающий базовые знания об окружающем мире.
- Организатор, стремящийся сплотить подопечных в единую команду.
- Лидер, чье поведение и поступки – образец для подражания.
- Психолог, помогающий людям привести их внутренний мир в порядок.
- Судья, помогающий найти решение в сложных ситуациях и уладить споры.
Воспитатели могут вести группы детей разных возрастов и направлений, отчего набор ролей может разнообразиться больше. Так же можно сказать и про учителей. В зависимости от подготовки и специальности они делятся на:
- Преподавателей начальной школы.
- Учителей общеобразовательных средних учебных заведений.
- Узких экспертов в профильных школах (лицеях, гимназиях).
Ряд педагогов занимается помощью в адаптации отстающих или «трудных» учеников (педагоги-психологи, дефектологи). Отдельно выделяются «мастера» – методисты, академики, профессорский состав. Они создают новые способы ведения обучения и изменяют существующие.
Педагогом может стать опытный специалист без профильного образования, прошедший переподготовку. Например, бывалый ветеран военной службы имеет шансы превратиться в полевого инструктора по выживанию. Или признанный юрист-эксперт, решив обучать людей праву, также приобретает статус учителя, если пройдет дополнительные курсы.
Статус и преимущества
Для окружающих педагог – хранитель ценных знаний, кладезь важной информации. Это дает новые возможности и приятные особенности.
- Право на творчество. Невзирая на строгие программы обучения, учитель наделен определенной свободой в том, как именно он будет вести занятия с подопечными. Вид урока, тему, процесс, порядок изложения материалов преподаватель подбирает сам, и это не всегда скучная лекция под диктовку.
- Наглядные результаты труда. Итоги вложенных усилий педагог с учениками увидят в виде оценок или зачетов. Система у каждого учителя своя, но она покажет конечный продукт: уровень усвоения и принятия знаний человеком.
- Хороший отпуск. Большинству преподавателей отводится для этого довольно долгое время – около 2,5 месяцев (если речь идет о школах). Право отдохнуть больше 30-35 дней в году – редкая привилегия для людей труда в целом.
- Дополнительные доходы. Педагогу с хорошим умением обучать и доводить информацию открывается дорога в репетиторы или в частные школы. Это неплохая прибыль и наработка практики. Если учитель и так это делает, то с ростом навыка он может привлечь больше учеников.
- Свобода развития. Педагог – не обязательно узкий «предметник». При желании он сумеет освоить несколько дисциплин или вести несколько учебных групп. Также нет строгой необходимости быть именно учителем в школе. Умелый специалист может вести самостоятельную практику или обучение в частной организации.
- Постоянное самообучение. Преподавателю приходится подстраиваться под учеников, под их интересы, узнавать нечто новое, на ходу усваивать новые учебные программы, приложения. Иначе ему не удастся привлечь интерес к теме занятий. Ответственный и прилежный педагог просто не сможет «отстать от времени».
- Шанс повлиять на будущее учеников. Каждый преподаватель, тренер, куратор или наставник имеет некоторую власть над своими подопечными. Своим примером, поведением, решениями, поступками они могут пробудить желание учиться у безразличных, дать надежду тем, кому трудно даются предметы, помочь нерешительным преодолеть внутренние и внешние барьеры. Возможно, чья-то судьба благодаря им изменится в лучшую сторону.
Недостатки
Любая специальность обладает недостатками. Педагогика не стала исключением. Важно понимать, с чем предстоит столкнуться любому учителю, тренеру или инструктору.
- Выгорание. Постоянная работа с людьми, борьба за их развитие, столкновение с непониманием или даже нежеланием учиться подтачивает силы и энергию педагога. Со временем многие становятся морально подавленными, теряют тягу к творчеству.
- Бюрократия. Современные педагоги составляют много ведомостей и отчетов, особенно работающие в бюджетных структурах. Руководство и надзорные органы желают видеть ясно выраженные результаты труда преподавателей в бумажном виде. Много времени уходит не столько на написание документов, сколько на их согласование и принятие высшими должностными лицами.
- Скромный основной доход. Базовая заработная плата у большинства преподавателей стран бывшего СНГ невелика. Многим приходится искать дополнительные источники дохода либо довольствоваться малым, отчего у педагогов остается немного времени и возможностей уделять время основной работе.
- Вынужденные переработки. Учитель не может просто вернуться домой и забыть о рабочих делах. План занятий, проверка домашних заданий, дополнительные уроки с отстающими учениками и помощь в развитии лучших – часто на все это педагогу приходится отводить свое личное время. В итоге ему приходится либо позже уходить с работы, либо часть дел довершать дома.
- Большая ответственность. Об этом говорит часто встречаемое суждение, что не бывает слабых учеников, но есть плохие учителя. Подопечные возлагают на педагога обязательство заинтересовать их и изложить все в самой простой форме. Руководители требуют отчетов и подробных объяснений всего процесса обучения. Если ученики несовершеннолетние, то родители постараются навязать ответственность за поведение детей. Так как педагог – крайнее лицо, официально умеющее обучать людей, ему не уйти от этих обязательств, некому их делегировать.
- Противоречивые ожидания учеников и руководства. Представление о деятельности педагога у обучаемых одно, у начальства – другое, у спонсоров или родителей – третье. Сглаживать противоречия придется самому преподавателю, искать баланс между всеми сторонами. Это непростой и неблагодарный труд.
Итоги
Педагогическое образование даст много возможностей, но потребует невероятного вложения сил и личного времени. Получать его есть смысл в том случае, когда человек примет педагогику как свое призвание и неотрывную часть своей жизни.
Работа педагога далека от статуса офисного клерка – даже дома не выйдет забыть о ней. Для своих учеников (и взрослых, и юных) преподавателю придется стать наставником, если не вторым отцом. Иначе результаты будут слабые, и человек быстро выгорит.