Плюсы и минусы бесплатного образования

Плюсы и минусы бесплатного образования

Образование является неотъемлемой частью формирования человека как личности. С малых лет каждый проходит некий процесс обучения — в садике, школе, высшем учебном заведении, при посещении различных курсов — от профессиональных до творческих.

Человек впитывает информацию, анализирует её, использует в своей обыденной или профессиональной сферах жизни. Все эти процессы в совокупности можно назвать образовательными, а полученный результат — образованием.

Роль образования в обществе

Во все времена образование, как развитие и итог обучения, играло важную роль. В процессе эволюции общества за ним закрепился ряд определённых функций. В первую очередь оно складывает мировоззрение человека — некую общую картину понимания мира. Во-вторых, воспитывает нравственные качества, передаёт опыт поколений, культуру, формирует принципы поведения. В-третьих, происходит социализация человека — его вхождение в общество, функционирование и взаимодействие в нём.

Так как образование имеет высокую ценность, этому процессу отдаётся существенное внимание. Сначала родители при рождении и воспитании ребёнка задают основное базовое направление. Затем взрослый человек уже сам определяет, куда, когда, зачем и на каких условиях пойти учиться. Факторов, которые являются основополагающими и сопутствующими при осуществлении данного выбора, множество. Но один из самых первостепенных и значимых в современном мире — это финансовый. Можно платить за своё обучение, а можно просто получать его бесплатно. Всё зависит от возможностей и целей человека.

Современное образование

Бесплатное образование распространено значительно шире, но при окончательном выборе следует учесть его достоинства и недостатки.

Плюсы бесплатного образования

  • Нет оплаты. Первый и самый очевидный плюс — отсутствие платы за процесс обучения. Граждане с различным уровнем доходов могут себе позволить получить необходимые знания, начиная от детских кружков и заканчивая курсами переподготовки или повышения квалификации для работников любых профессий и возрастов.
  • Общедоступность. Любой человек, вне зависимости от своего финансового состояния, вероисповедания, расовой принадлежности, являясь резидентом страны, может обратиться за получением бесплатного образования. Конечно, существует ряд формальностей, но если рассматривать ситуацию в целом, то это право гражданина страны.
  • Поддержка государства. В первую очередь государство поддерживает сферу бесплатного образования, нежели платного, так как оно более доступно для населения. Механизмы могут быть разными: государственная аккредитация учебных заведений; выплата стипендий в школах дополнительного образования, таких как художественные, музыкальные и, разумеется, в ВУЗах; гарантия трудоустройства после прохождения курсов переподготовки; отсрочка от армии и др.
  • Возможность получения знаний по нескольким направлениям. Так как финансовых затрат не требуется, появляется возможность стать участником образовательного процесса по нескольким направлениям. Если времени будет не хватать, то без финансовых потерь можно откорректировать количество посещаемых занятий.
  • Качество образования. Бесплатное образование находится под контролем государственных органов и идёт в соответствии с утверждённой программой, разработанной квалифицированными специалистами. Оно базируется на закрытии государством потребностей в некоторых профессиях в будущем. Соответственно, при грамотной подаче информации хорошим педагогом бесплатное образование будет отвечать всем требованиям общества и государства.

Образование в университете

Минусы бесплатного образования

  • Низкий уровень ответственности обучающегося. Людям свойственно халатно относиться к вещам, которые достаются им бесплатно. Также и при получении образования, за которое человек не платит, его подход будет менее ответственным. Можно не стараться при учёбе, пропускать её, не проявлять инициативы. Здесь исключением является образование в ВУЗе на бюджетном месте.
  • Затраты времени. В процессе бесплатного обучения требуется потратить больше времени, нежели при его получении платным способом. Объясняется это тем, что информация преподаётся в общем виде, чаще нет чёткой структуры и выжимки. Бывает, что требуется дополнительная информация для закрепления знаний, которую следует искать в альтернативных источниках, прикладывая усилия.
  • Большие классы. При бесплатном образовании чаще всего уроки проходят с большим количеством учащихся. Разъяснить материал более детально в индивидуальном порядке каждому у преподавателя нет возможности. Соответственно, при недопонимании ученик либо ищет дополнительную информацию сам, либо оставляет всё как есть. Это влияет на общий уровень успеваемости и знаний, которыми владеют ученики. В этой ситуации возможно заниматься с преподавателем дополнительно. Однако индивидуальные занятия и факультативы необходимо в большинстве случаев оплачивать. По инициативе учителя занятия могут проходить бесплатно, но такое встречается крайне редко.
  • Платные дополнительные материалы. Как правило, при бесплатном обучении нужно приобрести ряд дополнительных материалов. Например, учебники, методические пособия, экипировку, сопутствующие предметы, необходимые для учебного процесса. Требуется оплатить формальные и неформальные взносы и т. д.
  • Авторитарный стиль общения. При бесплатном образовании стиль общения преподавателя с учениками чаще является авторитарным. Возможно, это связано с некими психологическими аспектами, когда преподаватель не обременён слишком высокой степенью ответственности при недовольстве обучаемыми качеством общения с ними.

Авторитарный учитель

Выводы

У бесплатного образования есть как положительные стороны, так и отрицательные моменты. Но суть состоит в том, что ситуация рассмотрена в целом, а ведь из каждого правила бывают исключения.

Основополагающими аспектами при выборе образования должны быть его качество, объём получаемой информации, возможность применить эти знания в будущем, уровень подготовки педагога, который проводит обучение. Итог процесса будет зависеть именно от этих составляющих. Не стоит получать образование лишь для галочки.

Человеку следует чётко осознавать и понимать, что он хочет получить и для чего идёт учиться. Ответив самому себе на эти вопросы, он сможет понять, в каком направлении двигаться дальше и какой выбор в итоге следует сделать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *