Плюсы и минусы Евразийского экономического союза

Плюсы и минусы Евразийского экономического союза

Крупные страны, бывшие союзными республиками СССР, сохраняли политические и торговые связи друг с другом. В начале 1990-х годов образовалось СНГ, призванное укрепить партнерство между ними. В течение 20 лет преобразовывались прежние соглашения и заключались новые.

На данном этапе сформирован Евразийский экономический союз – новое международное объединение со своими правилами и установками. Многообещающий проект призван дать новый толчок развитию республик. И хотя его члены черпают свою выгоду, они регулярно сталкиваются с недочетами обновленной системы.

Концепция ЕАЭС

В 1994 году лидер Казахстана предложил создать новое объединение на базе СНГ – систему экономической и оборонной взаимопомощи. При этом предполагалось сохранение принципов добровольности – минимум плановой экономики и ограничений для будущих партнеров.

Основа идеи – взаимная поддержка в развитии стран-членов объединения. Постсоветское пространство в сравнении с развитыми странами не отличается богатым опытом в конкуренции на рынке производства товаров и услуг. Стремясь сохранить достижения в экономике, часть республик СНГ оформили соглашения о выгодах и льготах друг для друга.

Товары и рабочая сила передвигаются по территории стран-участниц ЕАЭС по упрощенному и удобному порядку, обязательства и требования у них минимальны, действует совместная система контроля качества, признанная всей группой экономического партнерства.

Время от времени представители объединения предлагают создание проектов по созданию единой валюты и общего контрольно-руководящего органа, ведающего вопросами обороны и совместного управления. Такие идеи не находят общей поддержки: вмешательство в политику и систему безопасности в рамках экономической интеграции не допускается. Союз остается лишь  инструментом для удобной взаимной торговли.

Главы стран ЕАЭС

Новые возможности в развитии членов Союза

  • Новые рынки сбыта. ЕАЭС открывает странам объединения возможности, утраченные с началом 1990-х г. Не имеющие выхода к морю государства получают его по партнерской программе. Огромное географическое пространство провозглашено рынком «четырех свобод» (людей, средств, услуг и товаров). Пользование единой территорией облегчает участникам внутреннюю, партнерскую (в пределах свободной зоны) и международную торговлю – налоги, пошлины и издержки упорядочены и снижены.
  • Взаимное укрепление экономики. С целью преодолеть слабость перед хозяйством развитых стран члены ЕАЭС сокращают расчетные операции в долларах и евро. Приоритет отдается российскому рублю, во внутреннем рынке партнеров также используется местная валюта. Соглашения по взаимному экспорту и совместному производству между союзниками помогают решить проблемы сбыта. Продукты стран Союза находят покупателей в общей экономической зоне, ведь реализуются они на более выгодных условиях, по доступной стоимости.
  • Поддержка и статус в мировой экономике. Государства-члены ЕАЭС могут увереннее действовать на международном рынке: статус участника крупного объединения с установленными стандартами, требованиями и обязательствами повышает их значимость. В противном случае партнерская программа Союза предоставит резервы и помощь для сохранения стабильности: потери от неудачных сделок будут минимизированы.
  • Помощь в развитии малого бизнеса. Небольшим предприятиям сложно развиваться без государственной поддержки. Нужное оборудование не всегда имеет доступную цену, конкуренция с гигантами экономики невыносима и приводит к разорению. Экономическое взаимодействие позволяет приобрести нужную продукцию у государства-партнера по доступной цене. Для внутреннего и партнерского производства становится меньше препятствий. Меры по поддержке малых организаций и поддержке их конкурентоспособности гарантируют, что некрупным фирмам будет, что и для кого производить, по крайней мере, на внутреннем рынке.
  • Поиски новых способов развития. За десятилетия деятельности в рыночной экономике партнеры получили бесценный опыт, наработки и разработали идеи по улучшению внутренней политики. В рамках ЕАЭС они могут объединить весь накопленный опыт, совместно оценить все варианты развития и выбрать лучший. Возможно, найдется альтернатива сырьевой и аграрной экономике – много участников, много идей.

Флаги стран ЕАЭС

Недостатки экономического проекта

  • Неизбежная политизация. Хотя лидеры стран-участников ЕАЭС заверяли, что Союз – средство исключительно экономической взаимопомощи, без политического вмешательства не обошлось. Для России данный проект – объединение в роли противовеса Евросоюзу и создание собственной системы экономики. В политических целях лидеры стран Евразийского экономического союза нередко используют свой статус для расширения зарубежного влияния (в частности, Россия, Белоруссия и Казахстан) или аргумента при межгосударственных переговорах. Экономическая интеграция превращается в средство политического давления.
  • Сомнительность взаимопомощи. Экономическое давление США на РФ показало, что для Беларуси членство в ЕАЭС – удобный способ перепродавать товары из Европы и Америки на российский рынок. Киргизия проделывает такие же операции с полулегальной и некачественной продукцией из Китая и Индии в попытке извлечь собственную выгоду. Такие шаги подрывают экономику не только РФ, но и стран-«перекупщиков»: местная продукция также не выдерживает конкуренции с более дешевыми и массовыми товарами из зарубежья.
  • Перекладывание внутренних проблем на партнеров. Один из крупных центров, Россия, также использует свое членство в союзе для личной выгоды с ущербом другим странам: тяжесть проблем российской экономики, инфляция и внешние санкции ощущаются в Казахстане и других странах-участницах. Под давлением евро и доллара на рубль российская валюта давит на валюты своих партнеров по ЕАЭС.
  • Угроза этнических конфликтов. Выгодные условия для въезда в Россию рабочим из стран ближнего зарубежья грозят обострением межнациональной розни: население РФ может воспринять упрощенный порядок трудовой миграции негативно. Легальная и более дешевая рабочая сила ухудшит условия работы для граждан России, рискующих потерять работу. С другой стороны, политический аспект ЕАЭС частично отталкивает страны постсоветского пространства от членства в союзе из страха «колонизации» и «ассимиляции» узаконенными потоками мигрантов.
  • Возвращение к прежним проблемам. За рубежом опасаются восстановления СССР через ЕАЭС. Жители постсоветского пространства также боятся этого: велик риск, что проявятся не достоинства, а недостатки плановой системы с дальнейшим повторением экономической катастрофы 1990-х годов.

Выводы

Развитие такой крупной коалиции, как Евразийский экономический союз, неизбежно будет сопровождаться трудностями и недочетами. Превращение из простой партнерской программы в единую систему взаимопомощи породит массу противоречий – в добровольном объединении очень сложно налагать обязательства на других членов.

Проект имеет неплохие перспективы: его члены нуждаются друг в друге, ЕАЭС заключил неплохие соглашения с Китаем, Вьетнамом. Часть европейских, южноамериканских и азиатских стран заинтересована в сотрудничестве.

Чтобы идея ЕАЭС преуспела, союзным странам нужно сосредоточиться на совместной политике. Пока же партнеры преследуют личные цели, попутно стремятся наладить отношения с другими странами (как, например, Белоруссия, стремящаяся лавировать между Евросоюзом и РФ).

Когда положение дел усугубится, и участники будут по-прежнему отстаивать лишь собственные интересы – объединение распадется, ибо общая цель – помощь друг другу — благополучно забудется. Если же взаимодействие будет открытым и прозрачным – Союз имеет шансы на существование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *