Система образования должна позволять ученикам получать необходимые знания, а также давать им возможность для самоопределения и самореализации. Для воплощения этих целей преподаватели используют самые разные методы обучения.
Методы обучения
В целом, все они делятся на:
- Пассивные методики (методы линейного взаимодействия), в которых учитель является главным и единственным носителем информации и на протяжении урока он передаёт её ученикам;
- Активные методики (методы кругового воздействия), в которых учитель по-прежнему является источником информации, но ученики уже не являются пассивными слушателями;
- Интерактивные методики (методы кругового взаимодействия), в которых воздействие учителя опосредованное, он только направляет ход занятия.
Об интерактивном обучении
Интерактивное обучение включает в себя самые разнообразные техники и приемы, но основными являются:
- Мозговой штурм. Метод, применяемый для решения какой-либо проблемы посредством стимуляции творческой активности и воображения, при котором участники предлагают множество вариантов решения, не ограниченных условиями. После из них выбирают наиболее подходящие и практичные.
- Дискуссия, дебаты. Это групповое обсуждение проблемы, решений, идей и мнений, в котором могут столкнуться абсолютно противоположные точки зрения.
- Использование информационно-коммуникационных технологий, воспроизведение аудио- и видеоматериалов. Это могут быть онлайн-тесты, применение электронных учебников, учебных сайтов, специальных программ.
- Проекты. Ученики выбирают одну из тем и самостоятельно разрабатывают проект, после чего представляют его другим учащимся.
- Деловые игры (ролевые, имитационные, луночные). Преимуществом этого метода является то, что его можно использовать с самого раннего возраста, в детском саду или в начальной школе.
Все эти приёмы и техники направлены на главную задачу образовательных учреждений — научить ребенка учиться, развить критическое мышление, умение анализировать, научить самостоятельно находить информацию, строить логические цепочки и принимать взвешенное аргументированное решения.
Плюсы
Преимуществ у данного метода достаточно много, и из них следует выделить:
- Ребёнок учится получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можно получить из разных доступных источников. Так формируется самостоятельность и самодостаточность ребёнка, повышается качество, прогресс и эффективность самого процесса обучения, так как у ребёнка просыпается интерес к предмету и вера в свои силы.
- У ребёнка развиваются социальные навыки общения. Он учится выражать собственное мнение, вести обсуждение, дискутировать и правильно отстаивать свою точку зрения, с вежливостью и не нарушая правил спора. Также у школьника развивается умение избегать острых конфликтов, вовремя решать проблемы и находить компромиссы. Ребёнок учится уважать чужую точку зрения и принимать свою собственную неправоту. В результате правильно организованного интерактива школьник учится взаимодействовать в коллективе, находит в нём своё место.
- Интерактивный метод обучения также развивает творческие навыки и особый способ мышления, так как учитель должен поощрять активное участие каждого ученика в учебном процессе. Обратная связь и ответная реакция аудитории также позволяют добиться этого.
- Большую роль играет интерактив и с точки зрения психического здоровья ученика. Метод помогает снять повышенную нервную и умственную нагрузку, позволяет чередовать различные формы работы и переключать внимание с одной темы на другую, не допуская чрезмерной усталости. Кроме этого, метод обращён на чувства каждого учащегося.
- Материал подаётся в такой форме, которую легко переварить самостоятельно. А учебный процесс строится так, чтобы учебный материал усваивался наиболее быстро и эффективно.
Важно отметить, что положительные свойства метода достигаются прежде всего благодаря правильному его применению.
Минусы
Тем не менее, у интерактивного метода есть и недостатки, которые важно учитывать при работе с детьми:
- Не всегда удаётся адаптировать метод к особенностям характера и поведения всех детей. Например, он не всегда эффективно позволяет преодолеть нежелание ребёнка включаться в процесс обучения. Также есть вероятность, что мнение одного из учеников, лидирующего в группе, будет доминировать над другими.
- Преподаватель, который включает детей в интерактив, должен обладать соответствующими характеристиками, знаниями и умениями. У него самого должен быть опыт работы в интерактиве. Если учитель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то есть вероятность, что он потеряет контроль над классом, а ученики воспользуются этим, чтобы отлынивать от работы.
- В первое время внедрение метода может вызвать у учеников внутренний дискомфорт и тревожность, так как он разрушает привычные стереотипы о процессе обучения. Со временем этот эффект должен пройти, но за школьниками нужно внимательно следить и создавать для них комфортные условия.
- Трудно сохранить баланс между игрой и учёбой. Если слишком увлечься интерактивом, то можно отклониться от главной цели обучения — получения новых знаний по определённой теме.
- Если пользоваться только одним методом, есть риск, что ученикам позже будет труднее адаптироваться к другим. По этой причине рекомендуется сочетать несколько методов в процессе обучения, чтобы показать ребёнку, что существует множество путей и способов развития и получения знаний.
Вывод и рекомендации
Интерактивное обучение — полезный метод образования и эффективный способ усвоения информации. Тем не менее, его рекомендуется использовать вместе с другими методами. Самый лучший вариант – совмещать несколько разных методик, чтобы дать ребёнку опыт и новые знания из всех возможных источников.
Хотя у метода и есть некоторые недостатки, при соблюдении правил и правильной организации можно в полной мере раскрыть потенциал учащихся и найти способы самореализации детей, что положительно скажется на их общем развитии.