Маркетинг устанавливает взаимосвязь производителя с покупателем для дальнейшей реализации товара или услуги. Благодаря развитию концепций в маркетинге удалось выработать способы коммерческих решений в бизнесе. Современная наука выделяет несколько видов концепций, используя которые компания может управлять активностью спроса. Что представляет собой специфика основных направлений маркетинга?
Описание традиционных теорий
Существует несколько основополагающих маркетинговых концепций, которые появлялись в процессе роста рыночной экономики. Они включают в себя такие направления:
- Концепцию производственных отношений. Основана на выборе товара покупателем в зависимости от выгодной ценовой политики и легкого доступа. Целью является увеличение производственных мощностей и повышение распределительной эффективности.
- Товарную концепцию. Ориентирована на повышение качества выпускаемой продукции путем постоянного совершенствования технологических процессов и завоевания новых рынков сбыта.
- Концепцию сбыта. Основой выступает факт продаж. При этом производитель не пытается удовлетворить все потребности покупателя, так как на каждый товар найдется потребитель.
- Традиционную маркетинговую концепцию. Направлена на изучение потребностей и нужд рынка для удовлетворения потенциального покупателя. Данная стратегия предполагает борьбу с конкуренцией путем усовершенствования выпускаемой продукции.
- Социально-этический подход к маркетингу. Учитывается удовлетворение потребностей широких масс населения. Концепция базируется на решении задач, направленных на защиту природных ресурсов, регулирование численности населения и решение глобальных проблем общества.
- Концепцию взаимодействия. Предусматривает взаимовыгодные отношения между производителем товара и покупателем.
Представленные концепции широко используются в рыночной экономике. Каждая из них отображает развитие маркетинга в определенные периоды становления рыночных отношений.
Преимущества и недостатки направлений
Как и любая теория, концепции маркетинга содержат ряд плюсов в развитии спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Сторонниками теорий (Ф. Котлером, П.Друкером, И.Березиным) отмечены такие плюсы:
- Маркетинг имеет нейтральную позицию по отношению к добру и злу.
- Расширяется потребительская способность.
- Достигается удовлетворение различных потребностей.
- Благодаря маркетингу развиваются высокие технологии.
- Поддерживается свободная конкуренция на рынке.
- Наблюдается падение рыночных цен.
- Достигаются социальные цели бесконфликтным методом.
- Маркетинговый подход обеспечил победу Запада без существенных потерь в холодной войне.
Противниками маркетинговых тактик (А Тойнби, Э. Фроммой) отмечались некоторые минусы:
- Маркетинг направлен на оболванивание широких масс потребителей и разрушение их моральных качеств.
- Наблюдалось навязывание модных тенденций и потребительских наклонностей.
- Поддерживалось тревожное состояние в обществе.
- Результатом становилась дискриминация цен.
- Наблюдалось вторжение в личное пространство.
- Маркетинговые подходы служили отвлекающим маневром от значимых социальных потребностей населения.
Одним из угроз маркетингового воздействия на сознание людей является создание рекламы. Для предотвращения пагубного воздействия этого инструмента рекомендуется повышать культурный и образовательный уровни.
Факторы успехов и риска
Каждая из вышеперечисленных концепций содержит собственные факторы успеха и риска. Что касается производственной концепции, то она всегда имеет широкий спрос, но минимум предложения, который достигается снижением ценовой политики. Уменьшение издержек достигается за счет расширения производственных мощностей с применением новейших технологий. Риском считается появление конкурентоспособного товара на рынке.
Товарная концепция предусматривает такие факторы успеха:
- Покупателю предоставляется возможность выбора товара по качеству и отличительным характеристикам.
- Покупатель способен доплачивать за дополнительные преимущества в товаре.
- Товар должен превосходить по качеству, нежели у конкурентов.
В качестве рисков выделяют самоуверенность компании по поводу выпускаемой продукции и опасность инновационных технологий для общества.
В концепции сбыта преобладают положительные стороны:
- Способность фирмы разрабатывать стратегические подходы к продажам методом демонстраций.
- Необходимость в выделении качественных товарных характеристик.
- Формирование квалифицированного штата сотрудников для осуществления продаж.
Источниками риска выступают:
- Наличие повторного сбыта в результате перепроизводства товара.
- Наличие негативных реакций конкурентов по отношению к методам продаж.
- Увеличение издержек производства по сравнению со стоимостью продукции.
Традиционная маркетинговая концепция направлена:
- На повышение уровня жизни потребителей путем усовершенствования спроса.
- Соблюдение четкой дифференциации покупательских потребностей.
- Использование рыночных инструментов для определения покупательского спроса.
- Способность изменять рынок под воздействием новых тенденций.
Риск предусматривается увеличением затрат на совершенствование продукции и нестабильным ценообразованием на товар.
Факторами успеха концепции социально-этического маркетинга считаются:
- Повышение качества жизни потребителей.
- Готовность общества к финансированию экологических проблем.
- Способность приспосабливаться к рыночным изменениям.
Минусами является высокая стоимость технологий и несоответствие цены на ассортимент выпускаемой продукции.
Стоит отметить, что маркетинговые стратегии имеют больше плюсов, чем минусов. К тому же их использование на рынке берет свое начало еще со времен становления рыночной экономики. Каждый предприниматель должен выбирать собственную маркетинговую направленность в зависимости от сферы деятельности.