Плюсы и минусы концепции маркетинга

markava

Маркетинг устанавливает взаимосвязь производителя с покупателем для дальнейшей реализации товара или услуги. Благодаря развитию концепций в маркетинге удалось выработать способы коммерческих решений в бизнесе. Современная наука выделяет несколько видов концепций, используя которые компания может управлять активностью спроса. Что представляет собой специфика основных направлений маркетинга?

Описание традиционных теорий

Существует несколько основополагающих маркетинговых концепций, которые появлялись в процессе роста рыночной экономики. Они включают в себя такие направления:

  1. Концепцию производственных отношений. Основана на выборе товара покупателем в зависимости от выгодной ценовой политики и легкого доступа. Целью является увеличение производственных мощностей и повышение распределительной эффективности.
  2. Товарную концепцию. Ориентирована на повышение качества выпускаемой продукции путем постоянного совершенствования технологических процессов и завоевания новых рынков сбыта.
  3. Концепцию сбыта. Основой выступает факт продаж. При этом производитель не пытается удовлетворить все потребности покупателя, так как на каждый товар найдется потребитель.
  4. Традиционную маркетинговую концепцию. Направлена на изучение потребностей и нужд рынка для удовлетворения потенциального покупателя. Данная стратегия предполагает борьбу с конкуренцией путем усовершенствования выпускаемой продукции.
  5. Социально-этический подход к маркетингу. Учитывается удовлетворение потребностей широких масс населения. Концепция базируется на решении задач, направленных на защиту природных ресурсов, регулирование численности населения и решение глобальных проблем общества.
  6. Концепцию взаимодействия. Предусматривает взаимовыгодные отношения между производителем товара и покупателем.

Представленные концепции широко используются в рыночной экономике. Каждая из них отображает развитие маркетинга в определенные периоды становления рыночных отношений.

Маркетинг

Преимущества и недостатки направлений

Как и любая теория, концепции маркетинга содержат ряд плюсов в развитии спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Сторонниками теорий (Ф. Котлером, П.Друкером, И.Березиным) отмечены такие плюсы:

  • Маркетинг имеет нейтральную позицию по отношению к добру и злу.
  • Расширяется потребительская способность.
  • Достигается удовлетворение различных потребностей.
  • Благодаря маркетингу развиваются высокие технологии.
  • Поддерживается свободная конкуренция на рынке.
  • Наблюдается падение рыночных цен.
  • Достигаются социальные цели бесконфликтным методом.
  • Маркетинговый подход обеспечил победу Запада без существенных потерь в холодной войне.

Противниками маркетинговых тактик (А Тойнби, Э. Фроммой) отмечались  некоторые минусы:

  • Маркетинг направлен на оболванивание широких масс потребителей и разрушение их моральных качеств.
  • Наблюдалось навязывание модных тенденций и потребительских наклонностей.
  • Поддерживалось тревожное состояние в обществе.
  • Результатом становилась дискриминация цен.
  • Наблюдалось вторжение в личное пространство.
  • Маркетинговые подходы служили отвлекающим маневром от значимых социальных потребностей населения.

Одним из угроз маркетингового воздействия на сознание людей является создание рекламы. Для предотвращения пагубного воздействия этого инструмента рекомендуется повышать культурный и образовательный уровни.

Культура

Факторы успехов и риска

Каждая из вышеперечисленных концепций содержит собственные факторы успеха и риска. Что касается производственной концепции, то она всегда имеет широкий спрос, но минимум предложения, который достигается снижением ценовой политики. Уменьшение издержек достигается за счет расширения производственных мощностей с применением новейших технологий. Риском считается появление конкурентоспособного товара на рынке.

Товарная концепция предусматривает такие факторы успеха:

  • Покупателю предоставляется возможность выбора товара по качеству и отличительным характеристикам.
  • Покупатель способен доплачивать за дополнительные преимущества в товаре.
  • Товар должен превосходить по качеству, нежели у конкурентов.

В качестве рисков выделяют самоуверенность компании по поводу выпускаемой продукции и опасность инновационных технологий для общества.

В концепции сбыта преобладают положительные стороны:

  • Способность фирмы разрабатывать стратегические подходы к продажам методом демонстраций.
  • Необходимость в выделении качественных товарных характеристик.
  • Формирование квалифицированного штата сотрудников для осуществления продаж.

Источниками риска выступают:

  • Наличие повторного сбыта в результате перепроизводства товара.
  • Наличие негативных реакций конкурентов по отношению к методам продаж.
  • Увеличение издержек производства по сравнению со стоимостью продукции.

Традиционная маркетинговая концепция направлена:

  1. На повышение уровня жизни потребителей путем усовершенствования спроса.
  2. Соблюдение четкой дифференциации покупательских потребностей.
  3. Использование рыночных инструментов для определения покупательского спроса.
  4. Способность изменять рынок под воздействием новых тенденций.

Риск предусматривается увеличением затрат на совершенствование продукции и нестабильным ценообразованием на товар.

Факторами успеха концепции социально-этического маркетинга считаются:

  1. Повышение качества жизни потребителей.
  2. Готовность общества к финансированию экологических проблем.
  3. Способность приспосабливаться к рыночным изменениям.

Минусами является высокая стоимость технологий и несоответствие цены на ассортимент выпускаемой продукции.

Стоит отметить, что маркетинговые стратегии имеют больше плюсов, чем минусов. К тому же их использование на рынке берет свое начало еще со времен становления рыночной экономики. Каждый предприниматель должен выбирать собственную маркетинговую направленность в зависимости от сферы деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *