В учебниках по экономической теории подробно разбираются классические структуры рынка – монополия и совершенная конкуренция (олиполия). Это идеальные модели, крайне редко существующие в действительности. Реальные структуры находятся между этими противоположными полюсами, в той или иной мере обладая особенностями каждой из них. Одной из моделей, которые обычно встречаются на практике, является монополистическая конкуренция. Работают по этой модели средние и малые предприятия.
Что такое монополистическая конкуренция
В отличие от монополии, безраздельно господствующей в той или иной отрасли, при монополистической конкуренции одновременно действует много соперничающих фирм, предлагающих похожую продукцию. Данная рыночная система характеризуется следующими основными чертами:
- Дифференциация продукции. Продукция (или услуги) разных производителей не идентичны, т.е. не являются совершенными заменителями, а различаются по техническим характеристикам, качеству. Даже если в этом она одинакова, то каждый продавец стремится выделиться рекламой, упаковкой и иными потребительскими свойствами. Дифференциация имеется в сервисе и местоположении. Например, применяется различная тара, весовая дозировка. То есть каждый продает монопольный товар среди похожих.
- Множество продавцов. Не позволяют конкретной фирме значительно увеличить долю и влиять на цены.
- Невысокие барьеры входа-выхода. Связаны с небольшими исходным капиталом и размерами существующих предприятий; малым эффектом масштаба.
- Жесткая неценовая конкуренция. Фирма может производить товар с определенными показателями качества, изменять стимулирование сбыта.
Плюсы
- Производителю легко войти на рынок и выйти с него.
- В отличие от олиполии изготовитель может в некоторых границах устанавливать монопольную цену на свой товар независимо от действий конкурентов, хотя возможность «снять сливки» оказывается не такой прибыльной, как в случае чистой монополии.
- Средняя доля, занимаемая конкретной фирмой, относительно небольшая, поэтому большинство вынуждены придерживаться среднего уровня цен.
- Обилие конкурентов не позволяет ценам сильно отклоняться от минимально возможного уровня, хотя он и выше, чем при совершенной конкуренции.
- Наличие большого количества продавцов делает невозможным их сговор с целью ограничения выпускаемого объема и подъема цен.
- Большое разнообразие субститутов выгодно потребителю, который может выбрать их в соответствии со своими предпочтениями и представлениями о качестве. Влияют на выбор условия и дополнительные услуги, связанные с продажей, например, более выгодные условия покупки или наличие постгарантийного обслуживания. Доступность и размещение тоже могут существенно повлиять на решение покупателя. Например, он может стать завсегдатаем не супермаркета «Магнит», расположенного за три квартала, а находящегося в соседнем доме небольшого магазина местной сети, предлагающего как продукты питания, так и непродовольственный ширпотреб.
- Постоянное совершенствование продукции приводит не только к удовлетворению существующих, но и появлению новых потребностей людей, а также повышению качества жизни.
- Большинство производителей не хотят быть фирмами-однодневками и на долгосрочную перспективу выпускают добросовестную рекламу, которой можно верить, а также выделяют готовую продукцию товарными знаками, торговыми марками, красивым дизайном, привлекательной упаковкой. Они понимают, что иначе могут потерять своего потребителя.
- Введение в России системы электронных расчетов и развитие интернет-торговли не только ускоряют товарооборот и расширяют нишу, позволяя конкурировать с более крупными предприятиями, но и ведут к укрупнению бизнеса. Выход на рынки других стран упрощается, что позволяет повысить конкурентоспособность.
Минусы
- Барьер входа выше, чем при совершенной конкуренции, из-за дифференциации продукции и предпочтений потребителей к определенной марке. Новичок должен не только выпускать конкурентоспособную продукции, но обладать способностью переманить к себе покупателей имеющихся фирм.
- Ограниченные возможности для инновационной деятельности и риска, обусловленные величиной предприятий. Размер фирмы обычно мал и абсолютно, и относительно других субъектов экономической деятельности. Препятствует его росту быстрое появление убытков из-за отрицательного эффекта масштаба. Развивать производство для полного использования экономии на масштабе невыгодно, поскольку получаемая прибыль в долгосрочной перспективе будет побуждать входить в отрасль новых игроков и приводить к росту совокупного предложения. Суммарный спрос будет перераспределяться на большее количество конкурентов, и спрос на продукцию конкретной фирмы снизится.
- Большое количество и разнообразие конкурирующих не одинаковых товаров, но близких по свойствам, а также относительно свободное вхождение на рынок не дает производителю поднять цену максимально выгодно для него.
- Реклама становится обязательным атрибутом деятельности хозяйствующих единиц не только для увеличения прибыли. При ее отсутствии можно потерять место на рынке. Мало того, данная статья расходов может стать барьером на пути вхождения в отрасль и снизить остроту соперничества.
- Стоимость товара для покупателя ниже, чем при чистой монополии. Если его не устраивает стоимость, он может уйти к другому продавцу, поступившись своей приверженностью к конкретному сорту, упаковке и другим свойствам товара.
- Потребитель покупает продукцию не по минимально возможной стоимости, поскольку производители предпочитают производить меньше товаров, чем необходимо для удовлетворения спроса, искусственно создавая дефицит. Это делается для того, чтобы равновесие спроса и предложения происходило при большей цене.
Выводы
Итак, являясь промежуточным типом олиполии и чистой монополии, монополистическая конкуренция содержит черты обеих. В то же время она является полноценной структурой, имея собственные свойства. Монополистический конкурент может единолично повышать цены на продукцию, создавая искусственный дефицит. Но это происходит не из-за барьеров входа на рынок, а из-за дифференциации, поэтому повышение цены ограничено перетеканием потребителей к товарам-субститутам, и часто для повышения эффективности бизнеса предприниматели совершенствуют и дифференцируют изготавливаемый продукт.
Это рынок наиболее благоприятный не только для покупателя, но и фирм небольшого размера, которым для достижения максимизации прибыли необязательно следовать по пути укрупнения бизнеса, а можно больше внимания уделять исследованию предпочтений потребителей, правильному позиционированию и совершенствованию своего продукта, анализу достижений конкурентов и следовать мировым тенденциям.