Совмещение академических интересов с личными у многих студентов вызывает зубовный скрежет. То на развлечения времени не хватает, то на учёбу, а когда происходит что-то, что требует к себе повышенного внимания, так и вовсе появляется вопрос – а не взять ли мне академический отпуск? Учёба никуда не исчезнет, но насущная проблема будет решена. Как всё-таки решиться на академический отпуск, и о чём стоит помнить?
Плюсы академического отпуска
- Гибкое законодательство. В современном сознании устоялось мнение, будто академический отпуск длится всего год, но это не так. На самом деле, в зависимости от разных обстоятельств, он может длиться от 6 месяцев до 6 лет – например, если студенту необходим отпуск по рождению и воспитанию ребёнка. Альтернативой может послужить заочное обучение, но в России немногие могут себе это позволить. Если заранее поинтересоваться возможностями оформления и проконсультироваться в деканате, можно взять более длинный академический перерыв – и по более обширному списку причин.
- Возможность личного присутствия. Чаще всего отпуск предоставляется по следующим причинам: это и возможность поехать за границу на обучение/трудоустройство, и рождение ребёнка, и нечто плохое, как, например, забота об умирающем родственнике. В любом из вышеперечисленных случаев академический отпуск позволяет не наблюдать за чем-либо издалека, но быть его полноценным участником – чтобы не жалеть о своём отсутствии впоследствии. В случае с ребёнком, если академический отпуск планирует брать мать, это очень важно для здоровья новорождённого, так как ему необходимо регулярное грудное вскармливание. Ему, конечно, тоже можно найти замену, но на это готовы немногие матери.
- Возможность закрыть долги. Для многих академический отпуск – это также возможность выдохнуть и сдать все зачёты и экзамены после года обильных пропусков, вызванных, например, частыми больничными. Чаще всего студенты оформляют такой документ и посвящают всё свободное время учёбе, после чего лично связываются с преподавателями и досдают долги в периоды, когда это разрешено. Если была проблема с посещениями, и её можно обосновать документально (например, больничной справкой), можно получить академический отпуск.
- Психологическая разгрузка. Если студенту понадобился академический отпуск, скорее всего, основания для этого серьёзные, и не дают ему покоя, влияя на психологическое состояние и продуктивность в целом. Хорошие новости, впрочем, в том, что если брать перерыв, хотя бы одну проблему – с учёбой – можно временно решить. Не избавиться, не поставить на ней крест, а именно решить. Это позволит очистить разум и даже по-новому взглянуть на сложившуюся обстановку, снять с себя груз проблем и уделить внимание чему-то конкретному.
- Контакты с бывшими сокурсниками. Несмотря на то, что при восстановлении вы попадёте к совершенно новым людям, никто не мешает общаться с теми, с кем вы учились раньше. И даже более того – вы можете рассчитывать на их помощь, когда дело дойдёт до конспектов по разным предметам и советам, как найти подход к тому или иному преподавателю.
Минусы академического отпуска
- Потеря времени. Для многих молодых людей – особенно тех, кто очень остро ощущает необходимость жить независимо от родителей – вскоре после начала обучения становится очевидно, что чем скорее они найдут работу, тем лучше будет для них. Учёба быстро надоедает, хочется работать, не потеряв при этом диплом, и ходить в университет становится в тягость. Получить образование хочется как можно скорее. Что и говорить об академическом отпуске, который просто вырывает год обучения? Вы позже получите диплом, а значит, позже найдёте работу и будете вынуждены дольше существовать в зависимом состоянии.
- Новый коллектив. Те, с кем студент учился прежде, после его академического отпуска окажутся в группах на год старше. Соответственно, для завершения образования придётся знакомиться с новыми людьми и пытаться найти с ними общий язык. Иногда это может сыграть свою роль, и не всегда положительную.
- Изменения в процессе обучения. Хотя академический отпуск длится недолго, это не мешает ни руководству университета, ни Министерству Образования внести определённые коррективы в учебный план. Например, в программе предыдущего курса могут быть предметы, которых уже не будет у следующего курса. Могут измениться предметы, преподаватели, даже формы проверки знаний. Одним словом, мало ли что может измениться? К этому необходимо быть готовым.
- Стресс возвращения. Помимо знакомства с новыми людьми, студенту придётся столкнуться с другими, порой не менее тяжёлыми задачами. Например, повторением забытых знаний. Сколько пройдёт времени, прежде чем он сможет почувствовать себя наравне с остальными? И сколько пройдёт времени перед тем, как студент привыкнет, что уже не может в любое время дня заниматься чем угодно – потому что нужно идти на занятия?
- Отсутствие стипендии. Тяжело сказать, что стипендии российских вузов так уж сильно меняют жизнь российских студентов к лучшему, и, тем не менее, даже такие крохи могут пригодиться для решения насущных проблем. Не все вузы готовы оплачивать своим студентам академический отпуск, поэтому на время перерыва от них придётся отказаться.
- Риски восстановления. Наконец, руководство не каждого вуза пойдёт студенту навстречу сначала при подаче заявления (основания могут счесть недостаточными), а затем – при восстановлении. Скажут, например, что нет группы, в которой можно восстановиться, либо что там и так достаточно людей, и на вас попросту нет места. Поэтому, если уже существовали идентичные случаи, либо вы просто не доверяете руководству своего вуза (бывает всякое), возможно, рисковать не стоит.
Вывод
Возможность и необходимость академического отпуска индивидуальна для каждого. Нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что хорошо для всех и сразу – нужно смотреть на ситуации по отдельности. Студенту, готовому взять перерыв, следует учесть, что возвращение может стать серьёзным психологическим стрессом, но если он к этому готов, то для него всё сложится замечательно. И проблема будет решена, и жизнь прожита – и образование получено.