Каждая деталь в сборке автомобиля играет свою важную роль. Свечи подают искру между электродами, создается высокое напряжение, которое передается в топливно-воздушную смесь цилиндров силового агрегата. Без электрического разряда автомобиль не поедет, так как не заведется. Даже когда свечи работают, но исчерпали свой ресурс – у водителя не должно возникать вопросов стоит ли их менять, чтобы сохранить в исправном состоянии двигатель машины.
Общие сведения о назначении свечей
Для каждого цилиндра мотора стоит своя свеча, чтобы поджигать топливно-воздушную смесь. Эта деталь состоит из элементов:
- Контактного вывода.
- Центрального и бокового электродов.
- Уплотнителя с изолятором.
Все части свечи взаимосвязаны, они решают поставленные перед ними задачи:
- Контактный вывод высоковольтным проводом соединяет с системой зажигания.
- Защиту от перегревания и электрических пробоев осуществляет изолятор.
- Уплотнитель не дает проходить горячим газам.
- В зазоре между электродами создается искра.
От величины зазора зависит эффективность возгорания, которая влияет на плавность движущей силы и стабильность расхода горючего.
Свечи выпускают из разных материалов, они бывают:
- Классическими.
- Платиновыми.
- Иридиевыми.
Производитель устанавливает приблизительный срок службы этих деталей, основываясь на влияние факторов при эксплуатации:
- Технического состояния силового агрегата на момент установки свечей.
- Качества топливной заправки.
- Климатических условий.
В основном классические свечи должны меняться через пробег в 30-40 тыс. км. Для платиновых и иридиевых элементов срок эксплуатации увеличен в 2 раза.
Все плюсы от исправных свеч
От свеч зависит насколько стабильно будет работать движок, они защищают от необратимых процессов, создают:
- Эффективное сгорание горючего в силовом агрегате.
- Экономию топлива.
- Стабильную мощность мотора.
- Продление работоспособности и хороший запуск двигателя.
Свечи находятся под влиянием экстремальных условий, которые создает конструкция силового агрегата, работают в соответствии с его режимом и зависят от штатных и нештатных факторов, они противостоят:
- Высокой температуре.
- Большому давлению.
- Электрическому напряжению.
- Воздействию искр на остальные части авто.
- Нестабильным оборотам движка.
- Образованию детонаций.
- Загрязнению окружающей среды от выхлопных газов.
С исправными свечами мотор заводится в пол-оборота, нет сбоев при езде и прерываний при холостых оборотах, что сохраняет целостность всей системы, обеспечивает рабочее состояние сопредельных деталей.
Какие минусы или неприятности могут доставить свечи
Негодной свеча становится не сразу. С первого дня, когда установлен новый комплект на него оказывают влияние плохое топливо и масло с различными присадками. На поверхности элемента накапливается нагар. А от чрезмерного количества начнется пробой. Даже некорректная работа одной детали принесет вред машине, который доведет до дорогого ремонта. Возможны следующие негативные последствия:
- Оплавленные электроды с выгоранием и появлением нагара изменят зазор, что ослабит искру, будут пропуски в зажигании и «троение» движка. Это когда один из цилиндров перестает правильно функционировать или произойдет его полная блокировка. Отчего двигатель работает с вибрациями, пропускает зажигание, выпускная система действует с хлопками.
- Топливная смесь из-за слабой искры не эффективно сгорает.
- Накопленный нагар с грязью может пробить катушку, выведет из строя систему зажигания, сопредельные детали.
- Усиливается детонация цилиндра, образуется коррозия на его стенках, поршнях с образованием осадков в жидкостях. Мотор с трудом запускается.
Если негодна только одна свеча, а остальные в рабочем состоянии, она приведет к ремонту блока цилиндров. Детонация негативно влияет на работу:
- Коленчатого вала.
- Шатунов.
- Поршней.
От длительного использования свечей без профилактической очистки, выкручивания приведет:
- К коксованию резьбовых соединений.
- Капремонту.
- Полной замены блока.
Есть целый набор признаков, которые указывают на плохое состояние свечей:
- Усиливается запах горючего.
- Увеличивается расход топлива.
- С трудом заводится машина.
- Мотор работает нестабильно, рывками с плохими оборотами, снижается мощность, появляются посторонние звуки.
- Изменяется состав выхлопов с образованием сажи и усиленного запаха бензина.
Определить неисправность свеч можно визуально по созданию:
- Трещин.
- Сколов.
- Оплавлений.
- Неоднородного цвета электродов.
Чтобы свечи не довели до дорогостоящего ремонта силового агрегата нужно раз в год проводить замену свечей, а при каждом ТО проверять их состояние.
Итог по рекомендациям автомехаников
Если при визуальном осмотре свечи имеют исправный вид, отсутствуют следы грязи и нагара нужно проверить каждый элемент. Поочередно их отключают от электропроводника и наблюдают за мотором. Движок сам укажет своими действиями на не рабочую часть. Избежать проблем помогут меры профилактики:
- Через каждые 6 месяцев отрабатывают резьбу – выкручивают, ставят на место свечи, протирают соединения, очищают.
- Через год интенсивной эксплуатации автомобиля комплект меняют.
- При редком использовании автомобиля, контролируют пробег, ориентиром служит 16 тыс. км, и изменения в поведении мотора.
- Когда отправляются в дальнее путешествие нужно иметь запасные комплекты с ключом для ремонта в дороге, при возникшей необходимости и удаленности от населенного пункта с СТО.
Периодически нужна:
- Проверка зазоров.
- Чистка электродов.
- Соблюдение правильной затяжки.
- Смазка резьбы.
Автослесари убедительно советуют следить за деталями, чтобы не ставить машину на дорогой капитальный ремонт. Даже на новых автомобилях после 130 тыс. км. без профилактических мероприятий происходит окисление элементов, они крепко «прикипают» к резьбе, их придется раскислять или подготовиться к разборке ГБЦ (головки блока цилиндров).