Многие педагоги применяют технологию проблемного обучения в своей преподавательской практике для организации занятий и формирования у учащихся полезных навыков. Подразумевает формирование сложных ситуаций, которые дети пытаются самостоятельно разрешить. В результате учащиеся получают различные знания, навыки и умения.
Занятия организуются так, чтобы учащиеся с помощью педагога самостоятельно искали новые познавательные ориентиры. Технология даёт хорошие результаты, однако, как и другие методики имеет свои преимущества и недостатки.
Особенности проблемного обучения
Суть технологии состоит в том, чтобы ученики научились эффективно и логично мыслить, находясь в трудной ситуации. Ребёнку не даются готовые идеи и понятия, он самостоятельно их постигает в ходе разрешения сформулированной учителем проблемы. В данном случае роль педагога несколько изменяется, он является не столько учителем, как квалифицированным консультантом, оказывающим помощь в решении разных задач.
Ученик является активным участником занятия. Дети самостоятельно определяют цели и задачи, проводят анализ информации, разрабатывают критерии и подходящие способы разрешения проблем. Преподаватель не даёт готовые решения, но направляет учебный процесс так, чтобы учащиеся нашли их самостоятельно.
Технология нацелена на формирование у учащихся таких навыков и умений:
- Гибкая ориентированность в различных жизненных ситуациях.
- Самостоятельное получение знаний.
- Успешное практическое применение усвоенного материала.
- Аналитические способности. Дети учатся правильно обрабатывать получаемую информацию (сбор и анализ фактов, разработка гипотез, решение заданий).
- Критическое мышление. Умение выявлять сложности и находить способы их преодоления.
- Коммуникабельность, способность работать в коллективе.
- Умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
- Способность в дальнейшем самостоятельно повышать свой уровень интеллектуального развития.
От учителя требуется серьёзная подготовка, предполагающая:
- Формирование такой проблемы, которая заинтересует учеников.
- Подача задания таким образом, чтобы оно было научным по содержанию и доступным для детей по уровню сложности.
- Контроль эмоционального состояния учащихся в ходе работы. Педагог должен своевременно оказывать необходимую помощь.
Технология состоит из таких структурных звеньев:
- Постановка проблемы.
- Разъяснение сути задания ученикам.
- Поиск вариантов решения учащимися.
- Проверка найденных решений учителем.
Формулируя ситуацию, преподаватель пользуется такими методическими приёмами:
- Создание противоречивой ситуации и помощь в нахождении способов разрешения.
- Изложение различных точек зрения касательно одного и того же вопроса.
- Стимулирование учеников к сравнению и сопоставлению фактов.
- Постановка сложных задач. Учитель может делать в заданиях заведомые ошибки, давать неполные данные или ставить неопределённые вопросы.
Учебный процесс состоит из таких этапов:
- Организационный момент: вовлечение детей в тему занятия; определение содержимого изучаемого предмета.
- Актуализация знаний: Определение знаний, с помощью которых можно усвоить новый материал; констатирование потенциальной сложности изучения материала.
- Формулирование проблемной ситуации.
- Поиск решений учениками. Дети выдвигают и обсуждают свои предложения, ведя активный диалог.
- Закрепление знаний. Совместно с преподавателем дети формируют новые способности, полученные в ходе работы над задачей.
- Решение учащимися различных задач с помощью полученного знания.
- Подведение итогов урока и оценка работы учеников.
Преимущества технологии
К основным положительным особенностям данной методики можно отнести:
- Непосредственное вовлечение учащихся в процесс. Дети активно участвуют в учебном процессе.
- Дети не только получают новые теоретические понятия, навыки и умения, но и повышают свой уровень умственного развития.
- У учащихся формируется способность самостоятельно обучаться посредством собственной творческой и интеллектуальной активности.
- Развитие у учеников интереса к учебной деятельности.
- Обеспечение ясности понимания изучаемого материала. Непосредственное активное участие значительно облегчает восприятие и понимание новых знаний.
- Возможность применения технологии практически в любых отраслях. Дискуссионный способ решения заданий можно применять в большинстве предметов. Методика подходит как для точных, так и гуманитарных наук.
- Ученики проявляют познавательную активность, поскольку не получают готовые идеи, а самостоятельно их вырабатывают в ходе разрешения задачи.
- Повышение у учащихся интереса к изучению материала.
- Развитие способности самообразования.
- Более эффективное усвоение новых знаний, поскольку учащиеся самостоятельно применяют их на практике, а не получают в готовом виде.
- Формирование у учащихся особого типа мышления, базирующегося на аналитике и активной умственной деятельности.
Недостатки методики
Несмотря на большое количество преимуществ, у данной технологии имеются и свои минусы:
- Методика хуже подходит для формирования практических навыков и умений. Практика в данном случае является второстепенной, основная цель – поиск и усвоение знаний.
- Для усвоения знаний требуется больше времени в сравнении с традиционными формами обучения.
- Учитель тратит гораздо больше времени на подготовку к занятию. Под каждый учебный материал нужно подготовить подходящие задания, которые учащиеся смогут решить самостоятельно.
- От педагога требуется повышенная концентрация для эффективного управления познавательной активностью учеников.
- Если ученики имеют недостаточный уровень изначальной подготовки, они с высокой вероятностью не смогут разрешить смоделированную проблему.
Заключение
Изучение материала посредством решения проблем – современный и эффективный способ формирования у учащихся знаний, умений и способностей. Методика подходит для учеников любых возрастов – от дошкольников до студентов старших курсов. Это результативный способ подачи материала, который должен применяться в современном учебном процессе.
Однако технология требует особого подхода от учителя. Педагог должен хорошо разбираться в типологии и структуре проблемных ситуаций, вариантах их разрешения. Методика требует больше времени, чем при информационном подходе. Поэтому в учебных заведениях всех уровней должны параллельно применяться технологии проблемного и информационного обучения.