Технология проблемного обучения: что это, преимущества и недостатки

Технология проблемного обучения: что это, преимущества и недостатки

Многие педагоги применяют технологию проблемного обучения в своей преподавательской практике для организации занятий и формирования у учащихся полезных навыков. Подразумевает формирование сложных ситуаций, которые дети пытаются самостоятельно разрешить. В результате учащиеся получают различные знания, навыки и умения.

Занятия организуются так, чтобы учащиеся с помощью педагога самостоятельно искали новые познавательные ориентиры. Технология даёт хорошие результаты, однако, как и другие методики имеет свои преимущества и недостатки.

Особенности проблемного обучения

Суть технологии состоит в том, чтобы ученики научились эффективно и логично мыслить, находясь в трудной ситуации. Ребёнку не даются готовые идеи и понятия, он самостоятельно их постигает в ходе разрешения сформулированной учителем проблемы. В данном случае роль педагога несколько изменяется, он является не столько учителем, как квалифицированным консультантом, оказывающим помощь в решении разных задач.

Ученик является активным участником занятия. Дети самостоятельно определяют цели и задачи, проводят анализ информации, разрабатывают критерии и подходящие способы разрешения проблем. Преподаватель не даёт готовые решения, но направляет учебный процесс так, чтобы учащиеся нашли их самостоятельно.

Технология нацелена на формирование у учащихся таких навыков и умений:

  1. Гибкая ориентированность в различных жизненных ситуациях.
  2. Самостоятельное получение знаний.
  3. Успешное практическое применение усвоенного материала.
  4. Аналитические способности. Дети учатся правильно обрабатывать получаемую информацию (сбор и анализ фактов, разработка гипотез, решение заданий).
  5. Критическое мышление. Умение выявлять сложности и находить способы их преодоления.
  6. Коммуникабельность, способность работать в коллективе.
  7. Умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
  8. Способность в дальнейшем самостоятельно повышать свой уровень интеллектуального развития.

Ученики в школе

От учителя требуется серьёзная подготовка, предполагающая:

  • Формирование такой проблемы, которая заинтересует учеников.
  • Подача задания таким образом, чтобы оно было научным по содержанию и доступным для детей по уровню сложности.
  • Контроль эмоционального состояния учащихся в ходе работы. Педагог должен своевременно оказывать необходимую помощь.

Технология состоит из таких структурных звеньев:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разъяснение сути задания ученикам.
  3. Поиск вариантов решения учащимися.
  4. Проверка найденных решений учителем.

Формулируя ситуацию, преподаватель пользуется такими методическими приёмами:

  • Создание противоречивой ситуации и помощь в нахождении способов разрешения.
  • Изложение различных точек зрения касательно одного и того же вопроса.
  • Стимулирование учеников к сравнению и сопоставлению фактов.
  • Постановка сложных задач. Учитель может делать в заданиях заведомые ошибки, давать неполные данные или ставить неопределённые вопросы.

Учебный процесс состоит из таких этапов:

  1. Организационный момент: вовлечение детей в тему занятия; определение содержимого изучаемого предмета.
  2. Актуализация знаний: Определение знаний, с помощью которых можно усвоить новый материал; констатирование потенциальной сложности изучения материала.
  3. Формулирование проблемной ситуации.
  4. Поиск решений учениками. Дети выдвигают и обсуждают свои предложения, ведя активный диалог.
  5. Закрепление знаний. Совместно с преподавателем дети формируют новые способности, полученные в ходе работы над задачей.
  6. Решение учащимися различных задач с помощью полученного знания.
  7. Подведение итогов урока и оценка работы учеников.

Преимущества технологии

К основным положительным особенностям данной методики можно отнести:

  • Непосредственное вовлечение учащихся в процесс. Дети активно участвуют в учебном процессе.
  • Дети не только получают новые теоретические понятия, навыки и умения, но и повышают свой уровень умственного развития.
  • У учащихся формируется способность самостоятельно обучаться посредством собственной творческой и интеллектуальной активности.
  • Развитие у учеников интереса к учебной деятельности.
  • Обеспечение ясности понимания изучаемого материала. Непосредственное активное участие значительно облегчает восприятие и понимание новых знаний.
  • Возможность применения технологии практически в любых отраслях. Дискуссионный способ решения заданий можно применять в большинстве предметов. Методика подходит как для точных, так и гуманитарных наук.
  • Ученики проявляют познавательную активность, поскольку не получают готовые идеи, а самостоятельно их вырабатывают в ходе разрешения задачи.
  • Повышение у учащихся интереса к изучению материала.
  • Развитие способности самообразования.
  • Более эффективное усвоение новых знаний, поскольку учащиеся самостоятельно применяют их на практике, а не получают в готовом виде.
  • Формирование у учащихся особого типа мышления, базирующегося на аналитике и активной умственной деятельности.

Педагог и ученики

Недостатки методики

Несмотря на большое количество преимуществ, у данной технологии имеются и свои минусы:

  • Методика хуже подходит для формирования практических навыков и умений. Практика в данном случае является второстепенной, основная цель – поиск и усвоение знаний.
  • Для усвоения знаний требуется больше времени в сравнении с традиционными формами обучения.
  • Учитель тратит гораздо больше времени на подготовку к занятию. Под каждый учебный материал нужно подготовить подходящие задания, которые учащиеся смогут решить самостоятельно.
  • От педагога требуется повышенная концентрация для эффективного управления познавательной активностью учеников.
  • Если ученики имеют недостаточный уровень изначальной подготовки, они с высокой вероятностью не смогут разрешить смоделированную проблему.

Заключение

Изучение материала посредством решения проблем – современный и эффективный способ формирования у учащихся знаний, умений и способностей. Методика подходит для учеников любых возрастов – от дошкольников до студентов старших курсов. Это результативный способ подачи материала, который должен применяться в современном учебном процессе.

Однако технология требует особого подхода от учителя. Педагог должен хорошо разбираться в типологии и структуре проблемных ситуаций, вариантах их разрешения. Методика требует больше времени, чем при информационном подходе. Поэтому в учебных заведениях всех уровней должны параллельно применяться технологии проблемного и информационного обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *