Менять или нет масло в автоматической коробке передач – это дилемма наверняка вставала перед каждым владельцем послегарантийного авто с АКПП. Когда одометр отчитывает уже далеко не первый десяток пройденных километров, а техническое состояние авто становится головной болью самого владельца, в голове неизбежно встанет вопрос «а как у нас дела в коробке?». При этом мнения автовладельцев по этому вопросу чаще всего разделяются поровну, что вводит в растерянность новичков, впервые коснувшихся этой проблемы.
История вопроса
Из-за чего же возникло расхождение мнений касательно этой темы? Возможно всему виной разный подход к обслуживанию автомобилей различных поколений производства. В 90-е и 00-е года замена рабочей жидкости АКП входила в обязательный регламент ТО абсолютного большинства автомобилей, поэтому автовладельцы тех лет запомнили эту процедуру как не менее важную, чем замену масла ДВС. В нынешнее время, продавая новые автомобили, производители вообще не указывают замену масла коробки передач в числе обязательных процедур при ТО, аргументируя это тем, что рабочая жидкость предусмотрена на весь срок службы авто.
Таким образом, выступая за обязательную замену жидкости АКП, автолюбители старой закалки взывают к здравому смыслу: автожидкость, залитая в коробку еще на заводе, вряд ли способна сохранить свои свойства на протяжении многих лет активного использования. Более молодые владельцы в ответ на это призывают довериться автопроизводителям, ведь кому как не им лучше знать, как нужно ухаживать за автомобилем.
При этом правда, как обычно находится где-то посередине. Обе категории водителей правы по-своему. Ниже мы рассмотрим основные факторы, влияющие на решение о замене рабочей жидкости коробки передач.
Плюсы замены рабочей жидкости в АКПП
- Замена позволит продлить срок жизни коробки передач возрастного авто. Говоря о том, что рабочая жидкость АКПП предусмотрена на весь срок службы автомобиля, производитель совершенно не имеет ввиду, что машина должна служить своему владельцу десятилетиями. Зарубежная культура автовладения отличается от нашей. В Европе среднестатистическая машина служит своему владельцу не более 5-6 лет, после чего ее списывают. Тут производитель не лукавит, за этот период замена жидкости действительно не потребуется. В России же рынок поддержанных автомашин гораздо более развит, и авто возрастом 7 лет и старше чуть ли не половина от общего их числа.
- Замена масла не помешает даже новым автомобилям при слишком интенсивном их использовании, например при частых простоях в пробках в условиях городской жизни. «Автомат» – это сложный механизм, принцип действия которого обуславливает трение большого количества деталей друг об друга. При этом неизбежно происходит износ деталей и появление продуктов трения, таких как металлическая пыль. Чем больше концентрация пыли в жидкости, тем быстрее она теряет свои свойства, а значит, детали изнашиваются еще быстрее.
- Замена жидкости также будет желательной при использовании авто в неблагоприятных климатических условиях. Эксплуатация автомобиля в морозы или наоборот в сильную жару заставляет АКП работать в условиях, не предусмотренных производителем при проектировании агрегата. Жидкость в коробке под воздействием слишком низких или высоких температур меняет свое состояние и теряет свойства гораздо быстрее, чем при эксплуатации в штатных условиях.
- Когда автомобиль используется как рабочая тяговая лошадка, например часто ездит по бездорожью или буксирует другое транспортное средство, автоматическая коробка передач подвергается экстремальным нагрузкам, что для нее в разы тяжелее, чем обычная поездка по асфальту. Данные режимы крайне не желательны для автомобилей с АКПП и многие «автоматы» выходят из строя как раз во время такой работы. При частом использовании автомобиля в подобных условиях замена масла необходима, несмотря на заверения производителей.
- Иногда в процессе естественного износа внутри «автомата» часть продуктов трения может попасть в гидроблок, вызвав тем самым рывки и толчки при переключении передач. В этом случае новая смазка поможет вымыть эти частицы из агрегата. Очевидно, что если коробка передач уже получила какие-либо внутренние повреждения, то замена масла тут уже не поможет.
Когда замена масла может выйти «боком»
- Основной довод в пользу отказа от замены масла АКПП – это владение достаточно новым авто. Если автомобиль выпущен менее 5 лет назад (или пробег менее 100 тыс. км.) и не попадает ни в одну из описанных выше ситуаций, замена рабочей жидкости действительно необязательна. В этом случае следует послушать производителей и лишний раз не заморачиваться.
- Рынок контрафактных смазочных материалов в России особенно велик, можно запросто нарваться на поддельное масло даже в крупных федеральных магазинах. Не стоит напоминать говорить какой урон «автомату» может нанести такая жидкость.
- Довольно редкое, но все же встречаемое явление, когда в процессе замены масла часть продуктов износа со стенок всей гидросистемы новой жидкостью смывается прямиком в гидроблок. Кстати, многие сервисные центры, учитывая такую вероятность, берут с владельцев расписку, что они предупреждены о возможном ухудшении работы АКП после замены масла.
- Ну и напоследок, одним из аргументов для отказа от замены рабочей жидкости в АКП может стать цена замены, так как стоимость масла и работ по замене выйдет гораздо выше аналогичных работ для «механики» и в несколько раз превысит цену замены масла ДВС.
Выводы
Менять или не менять масло в АКПП каждый владелец решает для себя сам. Как было рассмотрено в статье, нет единственно верного ответа на этот вопрос, все зависит от таких факторов, как год выпуска авто, тип коробки передач, характер и условия эксплуатации. В любом случае, принимая данное решение, стоит иметь ввиду простую истину – как бы дорого не стоила замена масла в автоматической коробке передач, это выйдет несоразмерно дешевле, чем потом ремонтировать вышедшую из строя из-за чрезмерного износа АКПП.