Электроэнергия не обычный, но товар, который поступает на российский рынок по 2 моделям в форме оптовой и розничной торговли. Потребители покупают электричество через посредников энергосбытовые компании. Эти организации приобрели продукцию на оптовом, а продают по отдельным точкам поставки на розничном рынке. Реализация электрической энергии регулируется ФЗ-35 статьей 3.
На каких принципах основан оптовый рынок
На оптовом рынке продается 2 взаимосвязанных товара в виде мощности и электроэнергии. Под реализацией мощности следует понимать содержание генерирующего оборудования, на котором вырабатывается в нужных объемах и качестве электрическая энергия. Другой вид продаж — это поставка электричества потребителям.
Оптовый рынок функционирует на основании тесного взаимодействия 2 сторон:
- Поставщиков энергетической продукции или генерирующих компаний, организаций, которые вправе продавать такой товар.
- Покупателей электричества и мощностей со статусом оптового субъекта с правом участника торговли.
На законодательном уровне такое право предоставлено организациям с энергопрофилем:
- Сбытовым.
- Снабжающим.
- Занятыми экспортно-импортными операциями.
- Крупным потребителям.
Субъектом рынка могут стать коммерческие операторы, которые присоединились к оптовой торговой системе по договору и разработанным правилам. Принадлежат к данному механизму функционирования компании, которые обеспечивают технологическую сторону инфраструктуры, управляют электросетями, системные администраторы.
Плюсы от закупки электроэнергии на оптовом рынке
Все преимущества от опта в данной сфере торговли можно отразить в следующих аргументах:
- Экономия. Предприятие получит энерготовар по сниженным ценам, за счет отсутствия сбытовых надбавок гарантирующим поставщикам, их утверждает местные властные органы, регулирующие тарифы.
- Ежегодный рост экономического эффекта. От увеличения цен за электроэнергию будет расти экономия при выходе организации на оптовый рынок, так как гарантирующие поставщики теряют клиентов, а затраты остаются прежними. Тарифная нагрузка будет распределяться между потребителями, которые не перешли в новую модель потребления ресурсов.
- Конкурентоспособность подавляет монополию. Отношение к своим заказчикам на более высоком уровне по сервису и лояльности подхода имеет большое значение.
- До 3 лет обслуживания всегда можно изменить свое решение для обратного возврата к гарантированному поставщику. Но статистика показывает, что такие возвращенцы есть, но их очень мало.
- Учет ведется по современной системе.
Доверить вывод компании на оптовый рынок лучше профессионалам, чтобы они предусмотрели все выгодные условия, исключили ошибки в договорах.
Какие минусы открываются в новой форме обслуживания
Все отрицательные моменты оптовой торговли электроэнергией можно разложить в следующих аргументах:
- Не всем потребителям нравится строгий контроль по оплате с установленными конкретными сроками погашения задолженностей. Вначале идут авансовые платежи, затем окончательные расчеты по графику. При этом, если потребитель становится неплатежеспособным, накопит долгов без предоставления банковской гарантии, его исключат из рынка.
- Ежедневная отправка плана потребления электричества на следующие сутки. А отклонения фактических цифр от прогнозируемых, создают новую более высокую стоимость.
- Необходимость учета узлового ценообразования. В каждом регионе формируются свои фактические цены, которые влияют на образование экономического эффекта. Коммерческие операторы оптовых рынков публикуют состояние узловых цен на официальных сайтах.
- Бесперебойные поставки энергетического ресурса зависят от добросовестности поставщиков. Потребителю нужно выбирать энергосбытовую компанию, которая не исчезнет после получения денег, а выполнит взятые обязательства.
Последний фактор — это переход на оптовый рынок с учетом здравого смысла. Эффективность которого зависит от объема потребления и, максимального количества подключенных точек к источникам тока. Экономистам нужно предусмотреть насколько быстро окупятся затраты на строительство автоматизированной информационно-измерительной системы по коммерческому учету электроэнергии (АИИС КУЭ). Для получения экономии каждому предприятию предстоит преодолеть серьезные мероприятия:
- Технические.
- Организационные.
- Финансовые.
Что в итоге?
Любой вид бизнеса старается привлечь клиентов на свою сторону. Для энергосбытового производства такое положение не служит исключением. В России энергетический рынок в основном еще монополизированный, но растут конкурентоспособные организации, которые вступают в борьбу за своего потребителя.
Независимый энергосбыт ведет поиск платежеспособных и надежных клиентов, предлагает расторгать договора с поставщиками и заключать новые соглашения на поставку энергетического ресурса с выходом на опт. В таких коммерческих предложениях могут быть расписаны различные выгодные условия с убедительными доводами. Менеджер продаж пытается достигнуть единственной цели – добиться контракта с выгодным клиентом. Здесь не может быть голословных советчиков. Если нет на предприятии опытных экономистов нужно найти и нанять профессионала, который способен:
- Просчитать экономические риски.
- Учесть все положительные и негативные факторы конкретного предприятия.
- Сделать результативное заключение на основании производственных показателей.
Решение принимает руководитель производства, последнее слово всегда за потребителем.