Моторное масло из газа: плюсы и недостатки

Моторное масло из газа: плюсы и недостатки

Британско-нидерландская компания Shell первой разработала инновационную технологию производства моторного масла из природного газа. В результате получился высококачественный смазочный материал, по характеристикам не уступающим синтетическим маслам. У «газомасла» много плюсов, потому что по многим параметрам оно превосходит продукцию из нефти. Однако недостатки у него тоже имеются.

Производство масла из газа

Для изготовления моторного масла применяется технологический процесс, созданный на основе синтеза Фишера-Тропша, изобретенного в 1925 г. Изначально метод использовался для производства топлива из твердых природных ресурсов. Сейчас эта технология позволяет делать масло из газа, то есть превращать газообразное вещество в жидкость.

Природный газ на 98% состоит из метана. Его смешивают с кислородом и перерабатывают сначала в «синтез-газ», состоящий из монооксида углерода (угарного газа) и водорода. Далее под действием катализаторов этот газ преобразуют в жидкое вещество, которое постепенно густеет до воскообразного состояния. Это чистейший парафин без примесей, называемый «синтез-нефтью». Следующий этап — гидрокрекинг, предназначенный для разбивания длинных молекулярных цепочек на короткие. Это контролируемый процесс, поэтому на данном этапе можно заложить необходимые свойства в создаваемое моторное масло на молекулярном уровне. В результате получается прозрачная бесцветная жидкость почти без запаха — базовое масло. Обычно в смазочном материале база составляет примерно 90%. Для того чтобы моторное масло приобрело необходимые характеристики, в состав добавляют специальные присадки: антиокислительные, противоизносные, моющие и другие.

Концерн «Шелл» начал исследования в 70-е годы XX века. Тогда удалось синтезировать всего несколько граммов масла из газа, а теперь на заводе в Катаре производится 1 млн тонн в год. На исследования было затрачено свыше 18 млрд долларов, и компания продолжает инвестировать по 1 млрд долларов ежегодно. В процессе исследований и разработок концерн зарегистрировал более 3500 патентов. Технология новаторская, поэтому запатентован буквально каждый шаг, каждый этап разработки. В результате была создана технология Shell PurePlus и GTL (Gas–To–Liquid — «газ в жидкость»). Состав катализаторов представляет собой коммерческую тайну, однако известно, что там используются драгоценные металлы.

Линейка продукции включает в себя моторные масла, изготовленные из метана: Shell Helix Ultra, Helix Synthetic HX8, Helix HX7, Rimula R5, Rimula R6, Advance. Компания сотрудничает с концернами Ferrari и Maserati, поэтому продукция прошла испытания не только в лаборатории и на городских дорогах, но и в экстремальных условиях на трассах «Формулы–1».

Виды моторного масла из газа Shell

Плюсы моторного масла из газа

  • Газ не содержит лишних примесей, которые бывают в нефти. Поэтому продукция, созданная из метана, получается чище и с хорошими характеристиками.
  • От «газомасла» на деталях двигателя не остается смолистых отложений, которые бывают при использовании масла из нефти. Двигатель остается чистым даже после длительной эксплуатации. В исследованиях Shell использовался автомобиль Mercedes, который прошел 100 000 км. После этой дистанции мотор полностью разобрали и убедились, что детали выглядят так, как будто только что с конвейера завода.
  • Благодаря использованию масла из газа уменьшается расход топлива. Экономия составляет 3%. Для одного автомобиля этот показатель может быть несущественным, но если учесть, сколько машин в мире и сколько топлива требуется, то экономия становится ощутимой.
  • Масло из газа уменьшает износ трущихся деталей. Оно обеспечивает надежную защиту мотора. В результате срок службы двигателя возрастает.
  • У моторного масла, сделанного из метана, высокая стабильность. Смазочный материал сохраняет свои свойства при низких и высоких температурах. Температура застывания –50°C.
  • «Газомасло» можно реже менять, потому что оно не окисляется, не густеет и теряет своих свойств.
  • Если с обычного моторного масла перейти на смазочный материал из газа, то старые продукты износа постепенно вымываются из двигателя. Достаточно 1–2 замен масла, чтобы полностью очистить мотор.
  • Смазочный материал из метана можно использовать даже там, где двигатель работает на пределе: на максимальных оборотах и в сложных условиях. В моторах болидов, участвующих в гонках «Формулы–1», применяется масло Shell.
  • «Газомасло» обладает низкой летучестью. Оно имеет очень низкий процент испарения, поэтому реже придется доливать его.
  • Правильный выбор пакета присадок позволяет менять свойства «газомасла» под необходимые требования. Сотрудники компании «Шелл» продолжают улучшать имеющуюся продукцию и разрабатывать новую.
  • У масла, сделанного из газа, хорошие смазывающие свойства — на уровне полиэфиров и выше, чем у ПАО (полиальфаолефинового масла).
  • «Газомасло» не гигроскопично, то есть оно не поглощает влагу. Следовательно, смазывающие и антикоррозионные свойства всегда остаются на высоком уровне.
  • Запасы нефти на планете ограничены, а технология производства смазочных материалов из газа позволяет использовать другой доступный ресурс — природный газ.

Использование моторного масла из газа

Минусы

  • Цены на моторное масло из газа выше, чем на продукцию из нефти. И это несмотря на то, что газ стоит дешевле, чем нефть. Стоимость «газомасла» сопоставима с синтетикой.
  • У смазочных материалов из газа низкая полярность. Такое масло плохо удерживается на металлических поверхностях и стекает со стенок цилиндров. Это может создать сложности при запуске двигателя на морозе.
  • У покупателей нет большого выбора, потому что ассортимент «газомасла» представлен только продукцией «Шелл». Другие производители пока не выпускают смазочные материалы на основе природного газа.
  • Некоторые автолюбители считают, что масло из газа — всего лишь ловкий маркетинговый ход. Технология GTL просто позволила выделиться на фоне производителей, выпускающих смазочные материалы из нефти.

Работа моторного масла из газа

Вывод

У моторного масла, произведенного из газа, есть неоспоримые преимущества. В результате длительных исследований, испытаний в реальных и экстремальных условиях, в повседневной эксплуатации было доказано, что «газомасло» успешно справляется со смазыванием деталей двигателя.

Эта продукция подходит для разного автотранспорта: для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, гоночных болидов. Плюсов у такого масла существенно больше, чем недостатков. Поэтому каждый автовладелец сам решает, использовать ли продукцию, изготовленную из газа. Однако широкому распространению «газомасла» препятствует высокая стоимость и отсутствие аналогичной продукции конкурентов концерна Shell.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *