В конце прошлого века в европейских странах обсуждалась идея гармонизировать и сблизить их образовательные системы. В результате предполагалось сформировать на континенте единое пространство образования высшего уровня.
Что это такое
Дискуссии по этой проблеме привели к тому, что в 70-е годы исполнительный орган Евросоюза принял решение о разработке соответствующих мер по сотрудничеству в этой сфере. Спустя одиннадцать лет министры образования Германии, Великобритании, Италии и Франции подписали в Париже Сорбонскую декларацию. Она предусматривала выработку подходов к унификации европейского образования в вузах континента. В этом документе предполагалось:
- Стимулировать мобильность их студентов, в том числе завершивших учебу.
- Использовать возможности учебы и работы в разных странах в целях повышения квалификационного уровня.
- Гармонизировать квалификации согласно потребностям трудового рынка.
В июне 1999 г. в старейшем университете Европы в итальянской Болонье представители 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Она содержала их обязательства о повышении конкурентности высшего образования на европейском пространстве. Декларировалась полная самостоятельность и независимость университетов. Конкретных юридических обязательств в ней не содержалось. Согласовательные процедуры носили добровольный характер.
Документ ставил цель добиться максимальной схожести высшего образования в разных странах, его сравнимости и открытости, в то числе в части присвоения научных степеней. Это предполагалось достичь с помощью систем обучения по модульному принципу и перезачета кредитов, модернизации планов обучения. Специальное приложение к единому диплому способствовало этому.
Процедура присоединения к процессу осуществляется в добровольном порядке. Для этого достаточно подписать специальную декларацию. Это, в частности, означало, что подписавшие ее страны обязывались без оплаты выдавать окончившим курс обучения магистрам и бакалаврам единого образца дипломы с приложениями ним. Предполагалось также к определенному сроку реформировать в соответствующих странах их системы образования. Сегодня участниками этого процесса выступают полсотни государств, а также Еврокомиссия. Для участия новых стран в Болонском процессе никаких препятствий нет.
Зачем это нужно
Участие в подобных процессах способствует актуализации подготовки специалистов высших квалификационных уровней. Это позволяет вузам участвовать в мероприятиях, финансирование которых обеспечивается европейскими структурами. Открываются возможности участвовать обменах с европейскими вузами. В концентрированном виде необходимость модернизации и гармонизации образовательных процессов отражается в принципиальных положениях принятой в Болонье декларации. Она нацелена на формирование современного европейского образовательного пространства с последующим его расширением.
К базовым ее положениям относятся:
- Стимулирование взаимодействия европейских стран и вузов для выработки качественных сравнимых методологических подходов и критериев. Это будет способствовать принятию системы сопоставимых степеней. Для поднятия конкурентоспособности в мире принятой в Европе системы высшего образования и упрощения трудоустройства внедряется приложение к диплому.
- Обучение должно осуществляться в двухцикловом режиме. Первый цикл, называемый предварительным, рассчитан на три года. В результате завершения второго цикла выпускник получает магистерскую или докторскую степень.
- Распространение принятой в Европе системы кредитной трансферной системы, (ECTS) которая дает студенту право выбирать предметы для изучения. Она может работать в режиме накопления, обеспечивая возможность обучения всю свою жизнь.
- На основе внедрения двухциклового режима и ECTS развитие мобильности студентов и преподавателей посредством зачета времени работы в Европе. Разработка транснациональных образовательных стандартов.
- Содействие распространению европейских взглядов относительно сотрудничества между вузами, разработки планов обучения и программ совместной учебы с учетом схем мобильности. Расширение европейской практики организации научной деятельности.
О плюсах и минусах
Практическая реализация болонского процесса сопровождается его противоречивыми оценками. Порой это вызывало массовые студенческие выступления, негативную реакцию старых авторитетных вузов, имеющих всемирно известные научные школы.
К достоинствам процесса относят:
- Повышение уровня и привлекательности и доступности европейского высшего образования.
- Ориентированность на рынок труда присваиваемых вузами степеней и квалификаций, что обеспечивает успешное трудоустройство.
- Большая мобильность студентов и преподавательского состава, Активизация международного обмена между вузами .
- Возможности участия вузов в финансируемых европейскими структурами проектов.
Минусами являются:
- Недостаточная информация учащихся, преподавателей, руководства вузов о ситуации в отечественном и европейском образовании, целях Болонского процесса.
- Общая путаница, в том числе с учебными программами, в период присоединения к процессу.
- Риск потери ценного образовательного опыта в истории национального высшего образования.
- Практическая недееспособность некоторых новаций процесса.
- Снижение уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке, развивающей аналитическое и критическое мышление.
- Ограничение доступности студентов к магистратуре.