Обучение — достаточно сложный процесс. Небольшому количеству преподавателей необходимо в сжатые сроки передавать систематические знания большой группе учеников, проверять их подготовку и выдавать документы о полученном образовании и квалификации. В истории были известны различные системы обучения, и одна из них — Белл-Ланкастерская. Она была названа по имени своих разработчиков, которые предложили её независимо друг от друга в конце XVIII века. Расцвет Белл-Ланкастерской системы пришёлся на девятнадцатый век.
Что такое Белл-Ланкастерская система
Эту систему обучения ещё именовали «взаимной». Суть её состояла в том, что преподаватель сначала занимался с самыми старшими студентами, а затем они обучали более младших. Таким образом, студенческий коллектив, по сути, обучал себя сам. При этом преподаватель не устранялся и руководил всем процессом. Старшие ученики, обучающие более младших, именовались «мониторами».
Вначале такая система была внедрена в Великобритании, где и жили Джозеф Ланкастер и Эндрю Белл. Затем её начали вводить и в других странах, в том числе в России, Польше и даже Болгарии. В России одно время её внедряли даже в гвардейские полки. Однако властям показалось, что она создаёт слишком много свободы для студентов, и доказательством этого послужило восстание 1820 года в Семёновском полку. После этого был усилен надзор за ланкастерскими школами, а через несколько лет они были ликвидированы по крайней мере в военных заведениях.
Сильные стороны Белл-Ланкастерской системы
- Она позволяла в течение небольшого времени обучить большое количество людей. Старшие студенты, получившие определённый уровень знаний, принимались обучать своих более младших однокашников.
- Система позволяла обойтись минимальным количеством учебных принадлежностей, небольшим числом преподавателей, малым числом учебных комнат и т. д. Изначально Белл и Ланкастер задумывали её для обучения беднейших слоёв населения, в том числе в британских колониях Индии.
- Ланкастерские школы позволили повысить уровень по крайней мере элементарной грамотности населения. Ведь они были практически единственными учебными заведениями, доступными беднейшим слоям народа, которых в любой стране XIX века было относительное большинство.
- В ланкастерских школах предметы излагались на доступном ученикам языке, с активным использованием иллюстраций, понятных аналогий.
- В ланкастерских школах была налажена строгая дисциплина. Именно там впервые появились звонки и строгие временные рамки уроков.
- «Мониторы» (старшие ученики) получали хорошую стимуляцию к самообразованию, развивали преподавательские навыки.
Слабые стороны Белл-Ланкастерской системы
- Старшие ученики не имели педагогического образования, поэтому хорошо организовать обучение не могли.
- Несмотря на доступные для понимания методы обучения, уровень получаемого образования был низким. Ланкастерские школы могли сносно обеспечить элементарную грамотность, но предоставить даже полноценное среднее образование не могли. Чаще всего в таких школах предметы ограничивались письмом, устным счётом и «законом божьим».
- Из-за этого ланкастерские школы не могли решить проблему нехватки профессиональных кадров, подготовить к высшему образованию. Не могли они и снизить уровень социального неравенства. Дети из обеспеченных семей учились в хороших гимназиях и получали качественное образование, а дети бедняков, крестьян, рабочих, сироты после окончания ланкастерской школы оставались малограмотными. Выпускники ланкастерских школ не могли сделать хорошую карьеру, обеспечить себе высокий доход.
- В Российской империи в ланкастерских школах власти увидели угрозу самодержавию, хотя поначалу активно поддерживали эту систему. Эти подозрения не были беспочвенными, поскольку новаторский метод обучения использовали декабристы для распространения своих идей среди народа. Слишком демократический уклад ланкастерских школ привёл к тому, что за ними был установлен усиленный надзор.
Выводы
Белл-Ланкастерская система образования была скорее экспериментальной, хотя и «модной», и просуществовала относительно недолго: уже в середине XIX века она уступила место классическому образованию. Изначально организация таких школ была вынужденной необходимостью, а не продуманной программой модернизации образования.
Впрочем, определёнными преимуществами эта система всё же обладала. В Российской империи правительство использовало её в качестве формы «ликбеза»: власти были обеспокоены массовой неграмотностью в вооружённых силах. Можно сказать, что Александр I предвосхитил опыт большевиков, организовавших громкую кампанию по ликвидации массовой неграмотности в первые годы советской власти.
«Модный» статус ланкастерских школ привёл к тому, что отношение российского правительства к народному образованию стало меняться. До этого в России существовал свой пример народного образования — церковно-приходские школы, известные с XVII века. Но таких школ было мало, и отношение властей к ним было резко негативным: с церковно-приходскими школами царское правительство боролось вплоть до конца XIX века. Теперь же власти осознали, что полная безграмотность народных масс ничего хорошего стране не несёт и сама по себе является большей угрозой для самодержавия, чем распространение образования.
С течением времени ланкастерские школы были упразднены, однако тенденция развивать именно массовое, а не «элитарное» образование осталась. Так, в Российской империи появились общенародные гимназии, а чуть позже стали открываться даже «народные» университеты.