Налоговым мониторингом является налоговый контроль, применяемый по просьбе предприятия. Во время заключения мониторингового соглашения между организацией и органами ФНС запрещено проведение камеральных и выездных проверок. В то же время проведение такой ревизии предполагает состояние компании в постоянном проверочном режиме.
Обоснование понятия
Налоговый мониторинг определяет такой вид контроля, который позволяет заранее предусмотреть правильность и своевременность поступления средств в казну, перечисленных предприятием. Компания предоставляет полный доступ проверяющим к бухгалтерской и финансовой отчетности на время осуществления ревизионного контроля.
Во время мониторинга предприятие может получать консультации у специалистов ФНС по вопросам правильности налогообложения совершаемых сделок. Такой вид взаимодействия считается актуальным, так как у работников предприятия могут возникать сомнения по поводу уплаты налогов на основании заключенных соглашений с другими компаниями.
Выгоду от мониторингового контроля извлекает организация, которая ведет прозрачную работу и не укрывается от выплаты налогов в государственную казну. При помощи ревизионного взаимодействия достигаются следующие цели:
- Устраняются недоразумения, вызванные недопониманием налогового законодательства по конкретному случаю.
- Наличие возможности у предприятия избегать новых налоговых платежей в виде штрафных взысканий и пени.
- Наблюдается существенное ослабевание контроля со стороны налоговиков.
Ревизионный мониторинг содержит ряд особенностей, которые включают в себя:
- Процедура актуальна только для юридических особ.
- Проведение проверки наступает только после подачи компанией заявления в органы ФНС и принятия положительного решения на этот счет налоговыми инспекторами.
- Ревизия проходит по месторасположению предприятия.
- Проведение проверки предусматривает соблюдение некоторых условностей.
- Компания должна подать заявление на установленном законодательством бланке до 1 июля.
- Организация имеет право отстранить заявление до момента его рассмотрения.
- Проверка будет проводиться в следующем календарном году за предыдущий период.
- Срок осуществления ревизии определяется в период с 1 по 3 кварталы.
- Мониторинг может быть досрочно прекращен по соглашению сторон.
- В ходе прохождения проверки происходит разработка спецрегламента, на основании которого возможно дальнейшее сотрудничество. Это может затронуть получение доступа к информационным данным компании.
Преимущества и недостатки процедуры
Мониторинговый контроль предприятия имеет достаточно плюсов по сравнению с другими формами проверок. К их числу относятся такие характеристики:
- Налогоплательщик полностью освобождается от других налоговых ревизий. Это право прописывается в ст. 88 и ст. 89 Налогового Кодекса РФ.
- Предприятие может получать разъяснения у специалистов структуры ФНС по налогообложению и другим законодательным тонкостям, прописанным в ст. 105 Налогового Кодекса РФ.
- Налогоплательщик освобождается от ответственности за собственную деятельность по тем статьям, относительно которых контролеры готовят разъяснения.
- Появляется возможность получения консультаций у налоговиков по правильности составления отчетных документов. Такой подход оберегает фирму от лишних сборов в казну.
- Наличие электронного информационного обмена. Предприятие может обмениваться документацией с органом ФНС в электронном режиме без выезда на проверку инспекторов.
- Осуществление проверок проводится в добровольном формате, что предполагает наличие договоренности между организацией и налоговиками.
Кроме плюсов, мероприятие имеет и некоторые недостатки. Они включают в себя:
- Проведение мониторингового контроля возможно только на крупных предприятиях с большой прибылью.
- В ходе проверки налоговой службой будут вынесены предписания, которые предприятие обязано устранить в установленные законодательством сроки.
- Запрет на взаимодействие с независимыми экспертами по решению спорных моментов, возникших при ревизии.
- Получение налоговой службой полного доступа к финансовой отчетности компании.
- Не решение проблем с возмещением НДС в ходе осуществления проверки.
Практические тонкости
Инспектора службы по налогам, осуществляющие ежедневную ревизию на определенном предприятии, в случае выявления несоответствия в документообороте имеют право требовать объяснения от плательщика налогов. Если на законодательном уровне доказано, что бухгалтерами организации была допущена ошибка, то компания должна внести поправки в отчетность.
Плательщик налога вправе потребовать от налоговиков письменное подтверждение нарушения со ссылками на законодательство. Для этого оформляется письменный запрос в органы ФНС. Рассмотрению подлежат как совершенные ранее сделки, так и операции, проводимые в будущем.
Для разрешения спорного вопроса в органе по налогообложению, предприятием должны быть поданы оправдательные документы по операции в определенные законодательством сроки.
Налоговая структура может готовить ответ на протяжении 1 месяца. Не допускается игнор со стороны специалистов ФНС организаций, в которых проводится мониторинг.
Стоит отметить, что большинство крупных организаций, имеющих право на проведение процедуры мониторингового контроля, с удовольствием используют его. Это вызвано наличием у процедуры большого числа преимуществ. Главное, чтобы компанией соблюдался порядок проведения ревизии и требования, представленные подразделением ФНС.