За последние годы все большей популярностью начинает пользоваться дифференцированный метод обучения. Образовательные школы разделяют на обычные, специализированные, а классы делят по определенным умственным и социальным особенностям. Вопрос о целесообразности его введения всегда вызывал много споров и противоречий. Одни считают, что это неотъемлемая часть нормального учебного процесса, другие убеждены в обратном.
Общие сведения о дифференцированном обучении
Представляет собой форму образовательного процесса, при которой происходит разделение детей на группы в соответствии с индивидуальными особенностями развития, их навыками, способностями, состоянием здоровья. По результатам проведённой диагностики происходит распределение по нескольким критериям, включая уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности.
Разделение по умственному развитию осуществляется следующим образом:
- В группу с высоким уровнем познавательной активности отбираются дети, обладающие творческим, нестандартным мышлением, хорошей внимательностью и работоспособностью. Эти ученики способны самостоятельно анализировать, а также обобщать информацию.
- Вторая группа включает учеников со средними учебными способностями. Они обладают недостаточным уровнем аналитического мышления, поэтому для них необходимо многократно повторять информацию. Освоение материала происходит по дополнительным опорным схемам.
- Ученики с низким уровнем учебной активности отличаются излишней медлительностью, повышенной утомляемостью, отсутствием мотивации. От учителя потребуется индивидуальный подход с подробным алгоритмом выполнения заданий.
Современная образовательная практика выделяет два основных вида дифференциации – внешняя и внутренняя. Первая предполагает создание специальных школ, ориентированных на учащихся, имеющих специальные способности. Сюда относятся гимназии, лицеи, различные коррекционные образовательные учреждения. Внутренняя дифференциация заключается в разделении учащихся на группы внутри класса с целью организации работы с использованием разных методик обучения. Для её осуществления необходима специальная подготовка учителей, небольшая наполняемость класса до 20 человек, тщательно продуманная организация труда и отдыха. Потребуется постоянная связь с родителями.
Преимущества дифференцированного обучения
Рассматриваемый метод не зря набирает популярность, заявив о себе как один из наиболее эффективных и результативных способов обучения. Он имеет немало преимуществ, основными из них являются:
- Предоставление возможности обучения каждого ученика на том уровне, который полностью соответствует его способностям.
- Правильно расформированные группы внутри класса помогают преподавателю продумывать ведение урока таким образом, чтобы спланировать форму помощи для каждого ученика по отдельности.
- В отличие от стандартной методики обучения, при которой основной упор делается на сильных учеников, слабые дети получают больше возможности проявить себя, становятся задействованными в образовательном процессе.
- Сильным детям предоставляются условия для полноценного раскрытия их творческих способностей, креативного мышления, решения задач высокого уровня сложности, что ещё больше способствует развитию имеющихся навыков.
- Благодаря дифференцированному методу, легче добиться максимальных результатов учащихся. При этом сам процесс освоения материала становится интересным.
- Происходит повышение мотивации более сильных учащихся, способных усваивать материал на более глубоком уровне, что способствует увеличению темпа работы.
Недостатки дифференцированного обучения
У данного способа обучения нашлись не только сторонники, которые полностью оправдывают его применение, но и те, кто негативно отзывается о целесообразности разделения. Это связано со следующими минусами:
- У участников сильных групп начинается развиваться высокомерие, повышается уровень эгоизма, они начинают чувствовать своё превосходство. Это может негативно сказаться на формировании их как личность.
- Сам принцип разделения детей может показаться негуманным и восприниматься ими как ущемление.
- Разделение на группы ограничивает возможность командной работы, при которой сильные ученики могли бы помогать тем, кто слабее. Это помогло бы подтолкнуть отстающих ребят тянуться за теми, кто сильнее.
- Слабые дети могут чувствовать себя подавленно, у них начинают развиваться комплексы, расти неуверенность в себе, что приведёт к ещё большему снижению мотивации учиться и улучшать свои результаты.
- Для учителей осложняется процесс обучения, поскольку потребуется очень много времени для разработки заданий разного уровня. Ежедневно придётся выполнять огромный объём работы, к каждому необходимо искать индивидуальный подход.
- Погрешность при диагностике может привести к ошибочному распределению учащегося – его могут определить в ту группу, к которой он не относится. Последующее решение проблемы может восприняться ребёнком слишком чувствительно.
Вывод
Несмотря на имеющиеся негативные стороны, представленный метод обучения все же набирает популярность. Положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. Большинство преподавателей и родителей отмечают, что после такого разделения замечают значительное повышение мотивации детей, что приводит к улучшению результатов в учебе. Тот, кто не согласится переводить своего ребёнка на дифференцированное обучение, всегда может отказаться, выбрав другой класс или образовательное учреждение с привычным ведением уроков. Только правильный подход к обучающему процессу принесёт положительный, качественный результат без ущемления ребёнка.