В 80-е гг. прошлого века в Советском Союзе назрели серьёзные перемены не только в политической и социальной жизни страны. Необходимость изменения существующих устоев хорошо осознавалась педагогами-практиками, мечтающими сделать образовательный процесс более гуманным и творческим, отойти от прежних догм и устаревших авторитарных принципов. Школа должна была обратиться к ученику, его интересам и потребностям. Такое направление получило название педагогики сотрудничества.
Основные принципы педагогики сотрудничества
Новое движение в отечественной педагогической мысли объединило учителей с разными взглядами и подходами, но все они стремились к более демократичному и свободному образованию. Идейным вдохновителем нового направления можно считать С.Л. Соловейчика. К нему присоединились выдающиеся практики – учителя, обладающие огромным опытом работы и искренней любовью к детям: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и др.
В 1986 году в подмосковном посёлке Переделкино состоялась встреча педагогов-новаторов, на которой были приняты «Тезисы педагогики сотрудничества». Позднее они были опубликованы в «Учительской газете» и стали достоянием широких масс.
Если традиционная педагогика основывалась на принципе «учитель всегда прав», то сотрудничество между педагогом и учениками становилось возможным по принципу «делай, как я». Учитель и дети рассматривались как единомышленники, творчески увлечённые люди, занятые решением общего дела.
К основным принципам педагогики сотрудничества можно отнести:
- Гуманный подход к личности ребёнка, его развитию и обучению. Появляется взгляд на ученика как на субъект педагогического процесса, а не объект. Каждый ребёнок по-своему талантлив и обладает определёнными способностями. Задача учителя – убеждать и направлять, формировать у ученика положительную Я-концепцию и создавать ситуации, обеспечивающие переживание ребёнком ситуации успеха.
- Дидактический комплекс, направленный на активизацию и развитие. Этого можно добиться путём интеграции школьных предметов и усвоению детьми не разрозненных и никак не связанных между собой, а обобщённых знаний и умений, которые реально могут пригодиться в жизни.
- Ведущая роль воспитания, которая означает отказ от чисто знаниевой педагогической модели и пропагандирует постановку личности ребёнка в центр воспитательной системы.
- Окружающая среда, пропитанная педагогическими идеями (т.е. её «педагогизация»). Перед школой ставится важнейшая задача – быть ведущим воспитательным институтом, в первую очередь направляющим семью. Учителя и родители должны стать единомышленниками, соратниками, товарищами во всех вопросах, касающихся воспитания и развития детей.
Плюсы новой педагогической системы
Педагогика сотрудничества обладала неоспоримыми преимуществами по сравнению с традиционной системой:
- Учиться вместе всегда интереснее и полезнее, чем в одиночку. При этом сотрудничество понималось не как одновременное выполнение заданий, а совместный труд учеников и их взаимодействие с педагогом.
- Учитель и дети – равноправные члены педагогического процесса; ни один не должен стоять «над» другим и подчёркивать своё превосходство.
- Создание в классе и школе атмосферы доброжелательности. Психологический климат на уроке должен быть благоприятным для всех.
- Развитие коммуникативных навыков детей, умение решать спорные вопросы и уважительно относиться к чужой точке зрения.
- Воспитание ответственного отношения детей к учёбе и способности самостоятельно планировать свою учебную деятельность.
- Отсутствие принуждения и свобода выбора. Это, в свою очередь, должно делать процесс получения знаний интересным и творческим.
- Стимулирование самоанализа. Дети приучаются анализировать выполненную работу и оценивать её максимально объективно, не боясь плохих отметок со стороны учителя и насмешек сверстников.
Педагогика сотрудничества предполагает такое построение педагогического процесса, при котором ученик «работает» систематически, а не от случая к случаю, надеясь, что его сегодня не вызовут к доске. Ребёнок стремится к знаниям и, соответственно, быстрее развивается.
Недостатки педагогики сотрудничества
Не успело новое направление в педагогике найти своих единомышленников, как на него сразу же обрушился шквал критики. Среди наиболее спорных вопросов можно назвать:
- Идеализация природы ребёнка, его врождённого стремления к знаниям. Практически не учитывался факт наличия в школе детей слаборазвитых или с низкой мотивацией к учёбе.
- Размытые требования к ученикам, необязательность выставления оценок учителями.
- Взгляд на любое принуждение в обучении как на негуманное и противоречащее природе ребёнка.
- Переоценивание роли детского коллектива как «всесильного педагогического средства».
- Необязательность домашних заданий.
- Чрезмерная ориентация на педагогическую практику, часто граничащая с отрицанием достижений научной мысли в области педагогики, психологии и физиологии детей.
Выводы и рекомендации
Педагогика сотрудничества заложила основы для личностно-ориентированного подхода в образовании. Она попыталась преодолеть несовершенства традиционной системы и предложила своё видение организации школьного обучения, опирающегося на такие принципы, как сознательность в получении знаний, активность, умение работать в команде, уважительное отношение к личности ученика, взаимодействие с родителями.
Педагоги, работающие сегодня в школе, могут взять на вооружение наиболее ценные положения педагогики сотрудничества:
- Индивидуальный подход к каждому ученику;
- Создание ситуации успешности при решении учебных и жизненных задач.
Многие постулаты этого направления актуальны и для современной школы, например, на смену знаниевой парадигме приходит компетентностный подход, опирающийся на действенный характер получения знаний и способности ориентироваться в изменяющихся условиях жизни.