Обучение бывает разным. В высших учебных заведениях чаще очное, вторая по популярности форма – заочное. С современными технологиями развивается и дистанционное обучение. Некоторым «заочникам» приходится выбирать такую форму обучения, некоторые только о ней и мечтают. По сравнению с традиционной и современной формой у заочного обучения свои плюсы и минусы.
Минусы зочного обучение
Итак, его отрицательные стороны:
- Существует мнение, что заочное обучение обычно весьма сумбурно. В нём мало системности, да и ученики приезжают на занятия «урывками», если и приезжают. На абитуриента наваливается в короткие сроки очень много разной информации. Слишком плотное расписание, слишком много экзаменов и зачётов сразу. Приходится много запоминать, чтобы сдать утром экзамен, а на другой день – новый. Логично, что информация путается, легко забывается. Знания не закрепляются в практике и обсуждениях, на занятиях. На преподавателей тоже сваливается большой груз, поэтому они не могут преподнести учебный материал на должном уровне (многие важные вещи из-за сжатых сроков приходится просто выбрасывать), невозможно уделить время каждому студенту.
- Заочникам очень трудно оторваться от работы, семьи, хобби. Постоянно раздаются звонки, которые отвлекают. Мысли возвращаются к оставленным проектам. До учёбы ли, если дома дети без присмотра или на работе отчёт надо делать? А если в группе хорошие отношения (хотя это часто трудно – все слишком разные люди да и встречаются на короткое время), то нужно время и на общение с одногруппниками, тут не обходится без посиделок… Учёба становится тягостным бременем.
- Из этого следует, что качество такого обучения оставляет желать лучшего. Если потенциальный работодатель обрадовался, услышав название ВУЗа, то, скорее всего, огорчится, узнав о заочной форме. Обычно «заочку» готовы принять в качестве второго высшего, но никак не первого.
- Не красит и уверенность, что все контрольные, которые заочники должны в большом количестве делать между сессиями, просто скачаны из Интернета. Иногда так бывает, ведь человек живёт своей жизнью – много забот. Контрольные всё откладываются на завтра. И приходится что-то делать, когда сессия уже наступила. И такое обучение плодит хитрецов, которые отлынивают от работы, мол, учёба, а в ВУЗе жалуются на загруженность работой.
- Также плохо влияет обычно неустроенный быт заочника. Чаще студент приезжает на сессию из другого города, ночует в гостинице, что накладно, или у друзей, что не всегда удобно. Не хватает ни учебников, ни лекций. Непонятно, где нормально поесть. С сессии обычно приезжают замученные, исхудавшие студенты. Кроме того, обычно им приходится тратить свой отпуск вместо отдыха на учёбу. Зачем людям такой стресс?
Плюсы заочного обучения
И всё-таки заочное обучение находит своих приверженцев. На любой минус можно взглянуть с другой стороны.
Такие сложности, как, например, бытовая неустроенность, обилие информации, постоянно меняющаяся ситуация – всё это лишь закаляет. Кроме учебного материала, студент учится распределять внимание, находить время на всё, но и выделять самое важное. Если из привычного мира беспокоят звонками, то нужно ставить границы: «Извините, сессия. После решим. Или пока вам поможет мой коллега». Если одолевают мысли о доме, то нужно сосредоточиться на учёбе, воспитать сознание. С другой стороны, лишний повод ощутить, как важна семья и всё, что оставляешь дома.
Обучение вне привычных условий мотивирует. Это похоже на то, как выйти из дома в офис для работы, хотя бы одеться на рабочий манер, иначе, например, при работе на дому очень сложно собраться с мыслями, настроиться на дело. Каждый раз это приключение, глоток воздуха, возможность взглянуть на свою жизнь немного со стороны.
Если говорить о самих студентах-заочниках, то обычно это очень интересные люди. Взрослые, с разным опытом, интересами, жизнью. Приезжают они на учёбу из разных городов, даже стран. Именно на заочном обучении происходят удивительные знакомства, обмен идеями. Преподаватели, ценят и уважают этих самостоятельно мыслящих студентов. Обучение в состоянии позитивного стресса сплачивает людей – все всем готовы помочь, и дружба сохраняется надолго.
Заочники не скучают на слишком простых занятиях, не теряют времени на ненужные знания, не повторяют сотни раз, а усваивают самое основное. Главное, что у них сохраняется интерес к предмету изучения. Их ум активен, развивается самостоятельность. Они понимают, что эти знания им действительно нужны, раз они готовы строить свой график с учетом установочных сессий, экзаменов и контрольных. Они достаточно самостоятельны, чтобы правильно распределить время – всё успеть.
Заочное обучение – достаточно популярно со всеми своими плюсами и минусами. Каждый должен понять для себя, какая форма обучения станет эффективней в его или её условиях жизни.