Подход к образованию в Нидерландах значительно отличается от традиционного для России и стран СНГ. Он называется проблемно-ориентированным и имеет свои сильные и слабые стороны.
Нидерландская образовательная система включает в себя 3 ступени: начальное, среднее и высшее образование.
Дети в этой стране начинают учиться в очень раннем возрасте – с 4 лет. Обучение в начальной школе длится 8 лет. Детям преподают общие предметы: письмо, математика, природоведение, нидерландский и английский языки, история, география, физика, обществоведение. Учёба в школе первые 2 класса больше напоминает занятия в детском саду, так как ученики ещё совсем юные.
По окончании начальной школы дети сдают специальный тест, результаты которого показывают, какой тип дальнейшего среднего образования подходит учащемуся. Есть 3 варианта:
- Подготовительное (срок обучения 4 года).
- Общее (5 лет).
- Предуниверситетское (6 лет).
Длительность обучения в высшем учебном заведении на степень Бакалавра обычно составляет 3 года и дополнительно 1-2 года на степень Мастера.
Плюсы системы образования в Нидерландах
- Особенность начального образования заключается в том, что процесс обучения построен в игровой форме, дети учатся работать в команде и общаться друг с другом. Путём игры и интересных экспериментов они познают окружающий мир. Задача учителя – определить способности и склонности каждого ребёнка, чтобы помочь ему выбрать подходящий профиль для дальнейшего образования.
- Окончив начальную школу и сдав необходимые тесты, ребёнок продолжает обучение по одному из 3 вариантов, согласно своим результатам и рекомендациям педагогов. Срок обучения на этой ступени составляет от 4 до 6 лет. Самый простой (подготовительный) курс представляет собой сплав базовых школьных знаний и профильных навыков. 5-летний общий курс рассчитан на подготовку ученика к высшему профильному образованию. А самый сложный уровень средней школы – подготовительный для поступления в университет. На этом уровне дети изучают несколько языков, в том числе латынь и греческий, экономику, химию, информатику, математику и другие предметы.
- В нидерландских вузах практикуются прогрессивные образовательные методики. Они ориентированы в большей степени на практику, чем на теорию. Студенты выполняют множество самостоятельных заданий. В них развивают умение работать в команде, самостоятельно формулировать задачи и находить необходимые ответы, применять на практике полученные знания. Самыми распространёнными формами обучения являются проведение семинаров и выполнение групповых проектов под кураторством преподавателя.
- В стране принят закон, где изложены специально разработанные критерии, которым должны соответствовать все учебные программы вузов. Упор делается на основную специальность, по которой студенты будут готовить дипломный проект. Общим предметам выделяется гораздо меньше времени.
- Систему высшего образования представляют университеты, высшие школы и международные вузы. Нидерландские университеты активно занимаются исследовательской деятельностью. Самым известным является Лейденский университет, основанный ещё в 16 веке. Он предлагает абитуриентам обучение на различных направлениях. Одними из самых востребованных в этом учебном заведении считаются: археологический, медицинский и гуманитарный факультеты с очень сильными программами. Помимо этого в Нидерландах имеется ещё 8 классических университетов, 2 с техническим уклоном, 1 аграрный и 2 открытого типа, предоставляющих возможность пройти обучение заочно. Высшие школы обучают студентов, в основном, на врачей, инженеров и экономистов. Врачи являются одной из самых востребованных профессий в стране. В международных институтах учатся преимущественно иностранцы, окончившие вуз в своей стране и имеющие опыт работы по специальности. В таких институтах предлагаются программы обучения на английском языке. Приоритетные направления: научно-технологическое, экономическое и общественно-научное, сельскохозяйственное, окружающая среда и инфраструктура, менеджмент. Обучение длится 1-2 года.
- Стоимость обучения в вузах страны относительно невысока. Она значительно ниже, чем в других европейских университетах. Правительством выделяются специальные стипендии, которые покрывают расходы на обучение для студентов из Евросоюза.
- Получение диплома о высшем образовании в Нидерландах – это престижно. Считается, что образование в этой стране одно из самых прогрессивных и сильных в Европе. Особенно высоко ценятся следующие направления: бизнес менеджмент, инженерные дисциплины и компьютерные технологии. Такой диплом котируется на мировой бирже труда и даёт своему обладателю хорошие шансы на успешную карьеру.
- Также в Нидерландах существует хорошая система послевузовского образования. Сюда входит множество курсов и программ, позволяющих повысить квалификацию специалистам в разных областях.
Минусы системы образования в Нидерландах
- Дети очень рано начинают учиться в школе. Детский сад, как обязательный элемент дошкольного образования отсутствует. Родители могут оставлять малышей (начиная с 3 месяцев) в специальных центрах заботы, а также частных детских садах.
- Количество получаемых знаний в начальной и средней школе значительно меньше, чем аналогичная нагрузка в российских школах.
- Далеко не все желающие могут пройти обучение в университете, для этого необходимо очень хорошо сдать школьные тесты.
- Традиционный подход к высшему образованию представляет собой процесс обучения в виде проведения лекций и семинаров в аудиториях. Это позволяет студентам получить огромный объём знаний в разных областях и сформировать широкую теоретическую базу. Однако практике при таком обучении отводится очень мало времени. В Нидерландах же подход принципиально иной. Здесь упор делается именно на практику и получение необходимых знаний для конкретной профессиональной области. Минусом является получение малого количества общих теоретических знаний.
- Огромный объём самостоятельной работы у студентов.
Итог
Нидерландская система образования не идеальна, она имеет свои, перечисленные выше, минусы. Однако обучение в данной стране считается одним из самых престижных в Европе. Оно представляет собой процесс формирования высококвалифицированных работников, умеющих самостоятельно принимать решения, обучаться новому, правильно формулировать задачи и решать их, а также применять свои знания на практике.