Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

В конце прошлого века в европейских странах обсуждалась идея гармонизировать и сблизить их образовательные системы. В результате предполагалось сформировать на континенте единое пространство образования высшего уровня.

Что это такое

Дискуссии по этой проблеме привели к тому, что в 70-е годы исполнительный орган Евросоюза принял решение о разработке соответствующих мер по  сотрудничеству в этой сфере.  Спустя одиннадцать лет министры образования Германии, Великобритании, Италии и Франции подписали в Париже Сорбонскую декларацию. Она предусматривала выработку подходов к унификации европейского образования в вузах континента. В этом документе предполагалось:

  1. Стимулировать мобильность их студентов, в том числе завершивших учебу.
  2. Использовать возможности учебы и работы в разных странах в целях повышения квалификационного уровня.
  3. Гармонизировать квалификации согласно потребностям трудового рынка.

В июне 1999  г. в старейшем университете Европы в итальянской Болонье представители 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Она содержала их обязательства о повышении конкурентности высшего образования на европейском пространстве. Декларировалась полная самостоятельность и независимость университетов. Конкретных юридических обязательств в ней не содержалось. Согласовательные процедуры носили добровольный характер.

Документ ставил цель добиться максимальной схожести высшего образования в разных странах, его сравнимости и открытости, в то числе в части присвоения научных степеней.  Это предполагалось достичь с помощью систем обучения по модульному принципу и перезачета кредитов, модернизации планов обучения. Специальное приложение к единому диплому способствовало этому.

Процедура присоединения к процессу осуществляется в добровольном порядке. Для этого достаточно подписать специальную декларацию. Это, в частности, означало, что подписавшие ее страны обязывались без оплаты выдавать окончившим курс обучения магистрам и бакалаврам единого образца дипломы с приложениями  ним. Предполагалось также к определенному сроку реформировать в соответствующих странах их системы образования. Сегодня участниками этого процесса выступают полсотни государств, а также Еврокомиссия. Для участия новых стран в Болонском процессе никаких препятствий нет.

Участники Болонского процесса

Координация совместных действий осуществляется посредством регулярно проводимых конференций министров, занимающихся вопросами образования, и организационных форумов.  В них принимают участие представители всех стран-участников процесса, а также других стран и неправительственных организаций. По итогам обсуждения актуальных образовательных проблем принимаются документы с оценкой процесса и соответствующими рекомендациями.

Зачем это нужно

Участие в подобных процессах способствует актуализации подготовки специалистов высших квалификационных уровней. Это позволяет вузам участвовать в мероприятиях, финансирование которых обеспечивается европейскими структурами. Открываются возможности участвовать обменах с европейскими вузами. В концентрированном виде необходимость модернизации и гармонизации образовательных процессов отражается в принципиальных положениях  принятой в Болонье декларации. Она нацелена на формирование современного европейского образовательного пространства с последующим его расширением.

Студенты

К базовым ее положениям относятся:

  1. Стимулирование взаимодействия европейских стран и вузов для выработки качественных сравнимых методологических подходов и критериев. Это будет способствовать принятию системы сопоставимых степеней. Для поднятия конкурентоспособности в мире принятой в Европе системы высшего образования и упрощения трудоустройства внедряется приложение к диплому.
  2. Обучение должно осуществляться в двухцикловом режиме. Первый цикл, называемый предварительным, рассчитан на три года. В результате завершения второго цикла выпускник получает магистерскую или докторскую степень.
  3. Распространение принятой в Европе системы кредитной трансферной системы, (ECTS) которая дает студенту право выбирать предметы для изучения. Она может работать в режиме накопления, обеспечивая возможность обучения всю свою жизнь.
  4. На основе внедрения двухциклового режима и ECTS развитие мобильности студентов и преподавателей посредством зачета времени работы в Европе. Разработка транснациональных образовательных стандартов.
  5. Содействие распространению европейских взглядов относительно сотрудничества между вузами, разработки планов обучения и программ совместной учебы с учетом  схем мобильности. Расширение европейской практики организации научной деятельности.

Студенты сидят

О плюсах и минусах

Практическая реализация болонского процесса сопровождается его противоречивыми оценками. Порой это вызывало массовые студенческие выступления, негативную реакцию старых авторитетных вузов, имеющих всемирно известные научные школы.

К достоинствам процесса относят:

  • Повышение уровня и привлекательности и доступности европейского высшего образования.
  • Ориентированность на рынок труда присваиваемых вузами степеней и квалификаций, что обеспечивает успешное трудоустройство.
  • Большая мобильность студентов и преподавательского состава, Активизация международного обмена между вузами .
  • Возможности участия вузов в финансируемых европейскими структурами проектов.

Минусами являются:

  • Недостаточная информация учащихся, преподавателей, руководства вузов о ситуации в отечественном и европейском образовании, целях Болонского процесса.
  • Общая путаница, в том числе с учебными программами, в период присоединения к процессу.
  • Риск потери ценного образовательного опыта в истории национального высшего образования.
  • Практическая недееспособность некоторых новаций процесса.
  • Снижение уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке, развивающей аналитическое и критическое мышление.
  • Ограничение доступности студентов к магистратуре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *