Труд сделал из обезьяны человека. Каждый человек, ходивший в школу, слышал эту фразу хотя бы раз. Действительно, труд – прямой источник обогащения личности и общества. Причём, как духовно, так и материально. Навыки и знания, полученные в процессе трудового воспитания, могут использоваться не только в ежедневной трудовой деятельности, но и в других сферах деятельности. Наибольшее количество споров по теме трудового воспитания, возникает в области педагогики и образования.
Что такое трудовое обучение?
Одним из великих педагогов, активно использовавших трудовое воспитание, был Антон Семёнович Макаренко. Благодаря своей авторской методике, он успешно воспитал своих воспитанников. А те, вспоминали о своём учителе с теплотой и благодарностью. Но по другую сторону баррикад, стоят любящие родители, постоянно переживающие за своих чад. Не обременит ли их такой труд и пойдёт ли на пользу.
Главное отличие детского труда от взрослого, это его организованность. Педагог должен чётко поставить цель труда и условия его организации. В этом деле важен не столько конечный результат, сколько процесс создания маленькой личностью чего то, самостоятельно. Кроме этого, в трудовом процессе, ребёнок учится самодисциплине, работе в команде, умению прислушиваться к более старшим и опытным.
Трудовое воспитание это не только дежурство по классу и ежегодный субботник. Талантливый педагог умеет организовать работу в виде игры, экскурсии, в процессе морально-этической беседы и даже соревнования.
Важный фактор трудового воспитания – беспрерывность и последовательность. Нельзя обращаться к трудовому воспитанию от случая к случаю. Весь процесс должен быть гармоничным.
Трудовое воспитание можно разделить на несколько областей, каждая из которых влияет на разные сферы личности. Примерные области такие:
- Умение к самообслуживанию.
- Политическая область (Навыки не только для помощи самому себе, но и обществу)
- Профессиональное определение (Полезно для профориентации ребёнка)
- Работа по дому (Помогает испробовать социальные модели и научиться полезным умениям)
Причём, следует определиться, какую область следует развивать в данный момент, а не хвататься за всё сразу. Помните, что главное системность и последовательность.
Ниже, кратко перечислены конкретные плюсы и минусы трудового воспитания.
Плюсы трудового воспитания
- Труд положительно влияет на здоровье. Любой труд это физическая активность. Особенно полезна работа на свежем воздухе. А труд на свежем воздухе, несёт двойную пользу.
- Полученные навыки могут понадобиться в будущем. Занимаясь трудом, ребёнок учится элементарным навыкам самообслуживания. К тому же, это прекрасный способ для развития мелкой моторики.
- Повышение самооценки. Дети невероятно рады, когда осознают, что способны сделать что то сами. Пришить пуговицу, выполнить поручение учителя или обязанности по дому. Таким образом, ребёнок видит явно результат своего труда. А это приятно не только ребёнку, но даже взрослым.
- Помощь в выборе профессии. Попробовав себя в самых разных видах трудовой деятельности, дети могут выбрать, которое из них, им больше по душе. Это поможет при выборе будущей профессии и ориентиров в жизни.
- Развитие умственных способностей. Труд подразумевает определённый алгоритм действий, выполнять которые следует в четкой последовательности. В процессе работы, могут возникать некоторые сложности. Для их решения, нужно всё обдумать, найти наиболее приемлемый путь решения проблемы и сделать шаги по исправлению ошибок или трудностей.
- Помощь в формировании коллектива и товарищеских отношений. Работая в команде, могут появиться разногласия. В процессе их преодоления, ребята научатся личностным качествам и навыкам социального взаимодействия.
- Развитие нравственных качеств. Работа на общественное благо, понимает понять, насколько полезную работу проделал ребёнок. Ведь так приятно, порадовать не только себя, но и принести радость кому-то ещё.
Минусы трудового воспитания
- Нехватка подготовленных кадров. Браться за такое сложное дело, как трудовое воспитание, может только специально обученный этой методике педагог. Просто так, войти в класс и начать учить труду нельзя. Кроме того, педагог должен обладать личностными качествами, такими как терпение, выдержка и любовь к детям.
- Недостаток оборудования и мастерских. Этот пункт, касается больше трудового обучения, как школьного предмета. После советских времён, многие школы не обладают современным оборудованием для трудового воспитания. Многие темы в школьных учебниках устаревшие и не учат действительно нужным вещам.
- Развитие в ребёнке «потребительского» отношения к трудовой деятельности. При неправильной организации трудового воспитания, возможно создание негативного понимания труда. Проще говоря, ребёнок будет делать что то, только за похвалу или вознаграждение. Такое возможно, если в организации трудового воспитания были допущены ошибки.
- Приоритет труда, над учебной работой. Ребёнок может так увлечься трудовой деятельностью, что перестанет уделять достаточно времени и внимания образовательному процессу. Такой переход, может понизить успеваемость и мотивацию к успеху.
Вывод
Положительный результат трудового воспитания, зависит от максимальной вовлеченности взрослых. Они должны постоянно контролировать процесс, помогать и наставлять воспитанника. Для воспитания в маленьком человеке трудолюбия, усердия и нравственных качеств, нужна постоянная и систематическая работа. Если же труд носит ситуационный характер, не стоит ждать быстрых положительных качеств.
Кроме того, важно ориентироваться на возраст ребёнка. Иногда нужно заменить жёсткую дисциплину и обязательность, игрой или беседой, коллективным поручением. Важно учитывать все вышеперечисленные советы, плюсы и минусы трудового воспитания. А также понимать, необходимость привития трудолюбия ребёнку.